Турдом - всё смешалось на рынке туруслуг

Туроператоры замерли в ожидании новых правил игры.

Участники рынка в замешательстве - спешить ли вкладываться в "Турпомощь".

Более того, около 500 туроператоров даже не предоставили сведения о продлении финансового обеспечения, в связи с чем их исключили из федерального реестра.

"Дело в том, что 31 мая для многих компаний истекает ежегодный срок заключения страховых договоров, а документы об этом они должны предоставлять за три месяца. По нашей практике, большинство из компаний потом восстановится в реестре, но теперь для этого, помимо заключения договора со страховщиком, придется вступать в объединение "Турпомощь" и платить взнос в компенсационный фонд", - пояснила начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия.

В поисках рычагов защиты туристов за границей федеральные власти зашевелились после крупных банкротств, таких как "Капитал тур", "Ланта тур". Чтобы можно было вызволить россиян из зарубежного "плена" в случае недобросовестности туроператора, было решено создать "скорую помощь" - кубышку, куда будут скидываться все участники рынка на случай ЧП. 1 ноября 2012 года вступили в силу отдельные положения закона о турдеятельности, регулирующие вопросы создания и функционирования компенсационного фонда. До 3 мая 2013 года в объединение"Турпомощь" должны войти все российские операторы по выездному туризму. Ежегодный взнос в компенсационный фонд составляет 0,1% от оборота, но не менее 100 тысяч рублей.

Благая на первый взгляд идея возмутила и "мелких рыбешек", и "акул" турбизнеса. Первые пеняли на то, что планка в 100 тысяч - слишком большая ноша для отдельных туроператоров, и нужно привязывать лишь к обороту компании. Крупные же игроки как раз недовольны последним условием: по их мнению, в таком случае солидные участники рынка будут оплачивать просчеты недобросовестных "коллег".

На сегодня в "Турпомощь" сделали взносы 470 компаний, причем это не основные представители турбизнеса. 

Как заявил "Уралинформбюро" вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько, окончательно правила игры еще не определены. Сейчас в Свердловской области насчитывается 116 туроператоров, половина из них занимается выездным туризмом, и пока лишь десять вступили в "Турпомощь" - необходимость возникла в связи с перерегистрацией. В "смутные" времена никому не хочется переплачивать лишние деньги, пояснил С.Бузько.

По его словам, беда в том, что законы принимаются непрофессионалами: никто из них не работал в этой сфере. Туроператоры не раз указывали на то, что не только они должны нести груз ответственности, но и агентства. Именно с низового звена начинаются проблемы, когда туры продаются в салонах сотовой связи. "Если ты работаешь в сфере туризма, то в любом случае должен нести ответственность, поскольку от тебя зависит жизнь туриста, а не продажа телефона", - подчеркивает С.Бузько. 

"Турпомощь" - это полумера, которая в принципе не нужна. "Необходимы твердые и неизменные гарантии, правила игры не должны меняться", - считает вице-президент Уральской ассоциации туризма. Разумнее всего перенять западную практику - страховать каждый тур. Такое страхование гражданской ответственности прозрачное и обеспечивает оптимальную защиту путешественнику. Сейчас туроператор, обеспечив минимальные фингарантии в 30 миллионов рублей, может напродавать туров на 300 миллионов, не имея для этого должного фундамента.

Еще в сюжете: Туризм по-русски, или Остаться в живых