Екатеринбургская ливневка будет полностью переоборудована

Или есть другие методы?

Ежегодные "потопы" на улицах Екатеринбурга во время дождей ставят ребром вопрос о модернизации городской "ливневки". Тот факт, что она не справляется с катастрофическими объемами дождевой воды, признают даже городские власти. Другой вопрос — что с ней делать? Вкладывать миллиарды рублей в модернизацию системы или же достаточно просто чаще чистить колодцы и коллекторы от накопившейся грязи? Корреспондент "Уралинформбюро" выяснил, какие меры для решения проблемы разрабатываются в городе на "официальном" уровне и что думают по поводу этих мер гражданские активисты.

Спасение от потопа ценой в 4 миллиарда

Как известно, ливневая канализация Екатеринбурга — система очень сложная, разветвленная и изношенная, несмотря на то, что за ее состоянием следит специальная муниципальная структура: МБУ "Водоотведение и искусственные сооружения" (ВОИС). Протяженность городской "ливневки" составляет 391 километр, она разбита на 340 участков и оборудована 8 086 смотровыми и 7 170 дождеприемными колодцами и 15 коллекторами в разных районах города.


Потоп на подступах к Арбитражному суду Свердловской области, перекресток Луначарского - Шарташская

Кроме того, ливневую канализацию Екатеринбурга обслуживают восемь естественных водозаборов, скрытых под землей. Это реки: Банная, Калиновка, Малаховка, Мельковка, Монастырка, Черемшанка, Ольховка и Основинка.

При этом часть территорий города (например, Елизавет, Уктус, Кольцово, Химмаш, Втузгородок, Пионерский, Сортирвока и Шарташ) охвачены "ливневкой" лишь частично, а некоторые районы (Шабровский, Шувакиш, Исток, Медный, Мичуринский, Палкино, Палкинский Торфяник, Березит и другие отдаленные территории) вообще ее не имеют.

Самые старые коллекторы Екатеринбурга были построены в 1949 – 1956-м годах. Однако большая часть сетей дождевой канализации построена в 1980-е годы. Как следует из документа, износ сети составляет 93%. Неудивительно, что муниципалитет взял курс на масштабную, длительную и дорогостоящую модернизацию сети. Что следует из пространного документа, опубликованного на сайте мэрии в октябре 2017 года. Он именуется "Схема водоотведения (дождевой канализации) муниципального образования "город Екатеринбург" до 2026 года" и предусматривает фактически полную замену всей системы.

Разработчики схемы уверены: городу необходима полная перекладка и реконструкция существующих коллекторов (не менее 35 километров), а в идеале — строительство 358,6 километра новых сетей, из которых 255,6 километра придутся на зону перспективной городской застройки. Рассчитана и приблизительная стоимость требующихся работ — 4,1 миллиарда рублей.

Идею модернизации и перепроектирования "ливневки" Екатеринбурга осторожно поддерживают и профессионалы-коммунальщики. Например, в институте "Водоканал проект", куда "Уралинформбюро" обратилось за комментариями, считают: дождевую канализацию следует менять, но постепенно и "по кускам" — как это делает со своими сетями МУП "Водоканал".

"Раньше дождей в городе было меньше, а с сегодняшним уровнем осадков сеть просто не справляется, диаметра не хватает — посетовал в кулуарной беседе с корреспондентом агентства один из сотрудников института. — Конечно, сеть нужно перепроектировать. Но и чистить тоже нужно, потому что колодцы постоянно заиливаются".

Восемьдесят чистим - триста "ждут очереди"

Но в любом случае новую ливневую канализацию уральская столица получит — как опять же следует из проекта схемы — не ранее 2026 года. А какие меры предпринимаются муниципалитетом сегодня, чтобы минимизировать последствия летних разгулов стихии?

Дождя не желаете?

Публикация от Роман Слаутин (@romanslautin) 8 Авг 2018 в 1:18 PDT

В распоряжение "Уралинформбюро" попал любопытный документ: регламент работ по содержанию ливневой канализации на 2018 год, разработанный в недрах мэрии. Из него следует, что осмотр коллекторов следует производить дважды в год (весной и осенью), а колодцев — 4 раза в год.

Частота промывки труб зависит от их диаметра. Так, сети диаметром от 300 до 1 000 миллиметров следует "санировать" в течение года однократно, и с такой же периодичностью чистить колодцы — как механизированным способом, так и с применением ручного инструмента.

Кроме того, в обязанности ВОИС входит ежегодная двукратная прочистка и промывка канав, труб и дождеприемных колодцев в местах возможного подтопления. А вот трубы диаметром свыше 1 500 миллиметров разрешено освобождать от налипшей грязи "по мере необходимости".

В среднем за год муниципальные службы должны вычищать таким образом всего… 80 километров ливневой сети. То есть меньше одной четвертой от всей протяженности "ливневки". А вот сколько денег из горбюджета ежегодно уходит на эти работы — в регламенте, увы, не сказано. Хотя из аукциона, размещенного МУП "Водоканал" в марте 2018 года, "ценник" просматривается вполне четкий: порядка 10 миллионов рублей на очистку и капремонт пяти ливнеприемных колодцев на улице Розы Люксембург.

То есть в самом оптимистичном случае речь идет о сотнях миллионов рублей. Эту гипотезу разделяет и руководитель общественной организации "Дорожный ревизор" Алексей Беззуб: в беседе с "Уралинформбюро" он назвал цифру "от 100 до 150 миллионов рублей в год".

Секрет экономии - в чистоте улиц?

Впрочем, многие горожане считают, что решить проблему можно куда менее затратными способами. Например - чаще и лучше чистить улицы города от грязи, которая и является главным виновником регулярных засоров сети, предлагает Алексей Беззуб. При этом общее количество колодцев известный общественник считает вполне достаточным для своевременного отведения дождевой воды с улично-дорожной сети.

"Ливневая канализация создавалась еще в советские годы, исходя из среднегодовой нормы осадков. С тех пор в городе в этом смысле ничего не поменялось, кроме команды управленцев. Менять колодцы со старых на новые тоже не нужно, это приведет лишь к огромным денежным расходам - деньгам, выброшенным на ветер. Нужно добиваться от мэрии, чтобы она формировала бюджет на аренду или покупку техники для очистки улиц", - уверен руководитель "Дорожного ревизора".

Другой известный общественник, руководитель организации "Гражданский патруль" Роман Тихонов признает, что система, конечно, требует глобального расширения и реконструкции.

"Но на это у города нет средств. Значит нужно искать альтернативу. Передовой западный опыт говорит о том, что нужно расширять газоны, в том числе и за счет парковок. Нужно перестроить газоны так чтобы они располагались ниже уровня тротуаров и дорог. Вода с асфальтированных непроницаемых поверхностей будет стекать на газоны и естественным образом впитываться в землю. Также в благоустройстве можно использовать дренажные ямы, наполненные гравием, куда будут уходить осадки и потом впитываться грунтом. Это дешевле, чем расширять канализацию, и может выглядеть красиво".

Евгений СУСОРОВ

Ранее по теме:
Мощный ливень затопил улицы Екатеринбурга (ВИДЕО)
Центр Екатеринбурга ушел под воду

Актуальное