Больше половины бюджета свердловских закупок забирают без конкуренции

Посчитали в УФАС.

Свердловская антимонопольная служба за первые шесть месяцев 2019 года получила свыше 2,7 тысячи жалоб на нарушения при проведении госзакупок. Самая большая доля претензий приходится на аукционы и конкурсы, проводимые в сферах медицины, строительства, охранных услуг и школьного питания. Такие данные озвучил 12 декабря заместитель руководителя УФАС по Свердловской области Антон Трофимов, сообщает "Уралинформбюро".

Львиная доля обращений после рассмотрения получает статус необоснованных, подчеркнул представитель УФАС. Так, в случае с закупками по 223-ФЗ лишь 22% жалоб антимонопольщики признали достойными внимания. По закупкам в рамках 44-ФЗ их доля чуть больше – порядка 35-40%. При этом закупки в свердловской "глубинке" куда чаще грешат нарушениями, чем в Екатеринбурге.

Следует отметить, что условия 223-ФЗ куда более "либеральны", чем в случае с 44-ФЗ: в частности, они позволяют каждому заказчику самостоятельно писать правила закупки, выбирать площадку и не обязывают участника вносить так называемое обеспечение, хотя и запрещают закупку у единственного поставщика.

По словам Антона Трофимова, немалое количество жалоб УФАС возвращает заявителям и по сугубо техническим причинам: например, обращение составлено с нарушениями требований законодательства, не снабжено электронной подписью или направлено уже после того, как заказчик и победитель заключили контракт. Такую закупку можно отменить только через суд, напомнил блюститель антимонопольного законодательства.

Отмечается, что УФАС тревожит рост стоимости неконкурентных аукционов - таких, в которых участвует единственный поставщик. Количественно таких аукционов стало меньше, чем в прошлом году, но в сумме они составляют 58% всего "бюджета" закупок 2019 года.

Причем самая печальная ситуация в этом смысле сложилась в сфере закупок, проводимых в рамках 223-ФЗ: "среднестатистическое" количество участников в таких аукционах и конкурсах не дотягивает до двух, посетовал Трофимов. Даже если у представителей ведомства возникло подозрение, что в закупке присутствует коррупционная составляющая, внепланово проверить процедуру, как и приостановить, не получится - это возможно только по жалобе участника.

Стоит отметить, что прецедент отмены важной закупки случился в Екатеринбурге в начале декабря. Свердловское УФАС аннулировало итоги конкурса по поиску проектировщика для крупного биатлонного комплекса, строительство которого запланировано в Московском лесопарке Екатеринбурга. Как писало "Уралинформбюро", антимонопольщики уличили организаторов в применении "не того" закона: вместо того, чтобы проводить конкурс по 44-ФЗ, заказчик организовал его в рамках 223-ФЗ.