Ространснадзор вставляет палки в ветхие оси РЖД

Под вопросом судьба десятков тысяч вагонов.

В России может усугубиться дефицит грузовых вагонов – Ространснадзор требует от ОАО "РЖД" приостановить эксплуатацию подвижного состава с осями старше 1979 года. В конце декабря 2021 и начале января 2022 года ведомство выпустило два предостережения: в одном из них речь идет об осях 1919-1974 годов выпуска (25,9 тысячи единиц), во втором - о 1974-1979 годах (56,5 тысячи), пишет "Коммерсантъ".

В Ространснадзоре подчеркивают, что сейчас типовой вагон имеет максимальную осевую нагрузку 23,5 тонны, а действовавшие в прошлом веке ГОСТы допускали максимальную статическую нагрузку 20,5-22 тонны. Поэтому все оси старше 1979 года, как угрожающие безопасности движения, должны быть изъяты из оборота, сообщает "Уралинформбюро".

Наибольшее количество подвижного состава с колесными парами до 1974 года выпуска находится в эксплуатации у Первой грузовой компании (ПГК) - 6,2 тысячи штук, Федеральной грузовой компании - 5,2 тысячи и "ВТБ-Лизинга" - 4,6 тысячи штук. Всего их насчитывается 82,4 тысячи экземпляров. Осей, выпущенных в 1974-1979 годах, насчитали 56 тысяч штук - это как минимум 14 тысяч вагонов.

Согласно общему правилу, в течение 60 дней после получения предостережения Ространснадзора РЖД должны прекратить эксплуатацию вагонов до замены осей.

Между тем владельцы вагонов со старыми осями говорят, что данные комплектующие постепенно выходят из оборота. Во-первых, с 2016 года колесные пары, изготовленные до 1979 года, нельзя ставить на вагоны. Во-вторых, необходимая замена осей проводится при плановом ремонте. Однако вагоноремонтные предприятия перегружены и есть проблемы с комплектующими.

В условиях острого дефицита некоторых видов вагонов решение Ространснадзора может выглядеть как попытка стимулировать спрос на новые оси или очередная попытка "залезть в карман" к операторам, считают эксперты. По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, было бы логичнее предписать замену старых осей при следующем отцепочном ремонте, который проходит в среднем раз в год, или при плановом ремонте.

Стоит отметить, последний инцидент, связанный со сходом вагонов из-за разрушения колесной пары, случился в минувшее воскресенье 16 января в Оренбургской области. В районе перегона между станциями Платовка и Новосергиевская произошел сход одной тележки вагона с фосфатами и рудой в составе поезда. Центральное МСУт СКР проводит проверку, сообщили в пресс-службе ведомства.

Актуальное