Стагнация на рынке бытовой техники заставила федеральные сети двигаться в регионы

МОСКВА. Оборот российского рынка бытовой техники и электроники (БТЭ) в 2007 году прогнозируется в объеме 30 миллиардов долларов США, прирост по сравнению с прошлым годом ожидается не более чем на 9%. Если еще в 2005 году рынок рос бурными темпами (+25%), то в первой половине 2006 года он стагнировал - неожиданно для всех. По данным аналитиков, за счет некоторой активности во втором полугодии продажи бытовой техники и электроники, в том числе мобильных телефонов и компьютерной техники, выросли в целом за год на 16% - до 27,45 миллиардов долларов. Эксперты высказывают о причинах застоя совершенно разные мнения вплоть до категоричных, предвещающих крах независимых дистрибуторов электроники. Розничные же сети сделали свои выводы и начали усовершенствовать внутренние и внешние стратегии за счет тотального сокращения издержек, налаживания прямых каналов поставки, пересмотра линейки товаров и улучшения сервиса. Причем этот процесс шел форсированными темпами - таких перемен от игроков рынка ожидали только спустя два-три года. Тем не менее, немалому числу мелких розничных компаний пришлось закрыться или перепрофилировать свой бизнес. В некоторых регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, были созданы закупочные союзы с единой логистической схемой в расчете на получение существенных скидок от поставщиков. Однако эксперты считают такие союзы обреченными на провал: для получения значительных скидок нужен большой товарооборот, чем мелкие продавцы похвастаться не могут. На начало 2007 года в отрасли работали около 10 тысяч производителей и продавцов. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, доля сетевой торговли на рынке БТЭ составляет 60%. При этом 48% продаж от общего оборота рынка приходится на Топ-4: "Эльдорадо" (23%), "М.Видео" (10%),"Техносила" (8%), "Мир" (7%). Главная тенденция этого года как ответ на стагнацию рынка - мощная экспансия "федералов" в регионы. По прогнозам, к концу года доля федеральных сетей на рынке превысит 80%, тенденция по вытеснению региональных игроков сохранится и в 2008 году. Так, "Техносила", успешно освоив города-миллионники, ныне пошла в небольшие территории. Как сообщила "Уралинформбюро" директор по связям с общественностью сети "Техносила" Надежда Сенюк, программа региональной экспансии предусматривает развитие собственных магазинов в городах с населением более 150 тысяч человек, а в пунктах с менее чем 150 тысячами жителей - франчайзинг. В течение ближайших лет будет сменен формат торговли: все малоформатные магазины в регионах прекратят существование или будут реконструированы (уже закрыты 1 объект в Екатеринбурге, 2 - в Санкт-Петербурга и 1 - в Краснодаре), а открываться будут только гипермаркеты площадью от 2 тысяч до 6 тысяч квадратных метров. Эффективность выбранной стратегии развития "Техносилы" доказана - розничная сеть сегодня является второй на рынке БТЭ по числу собственных магазинов и количеству городов присутствия. 82 гипермаркета под брендом "Техносила" успешно работают в 40 городах. В 2007 году планируется открыть порядка 100 объектов: 35 собственных гипермаркетов и 65 по франчайзингу. По результатам года выручка сети прогнозируется в объеме 1,4 миллиарда долларов. В течение ближайших лет "Техносила" намерена увеличить свою долю на рынке с 8% до 12%.