Нижнетагильская епархия вводит в Быньгах "прямое правление"

Но разграбление храма не спрятать.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий назначил себя настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Быньги. Прежний глава общины отец Виктор (Зырянов) будет ему помогать.

Храм, построенный в конце XVIII века, является памятником архитектуры и культуры федерального значения. По документам он находится в оперативном управлении Росохранкультуры, т.е в госсобственности.

В информационные сводки храм Николая Чудотворца попал после того, как силовики Свердловской области заподозрили его расхищение окружением нынешнего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Ройзман является знатоком Невьянской иконописи, владеет екатеринбургским музеем "Невьянская икона". Несколько лет назад он стал организатором "реставрации" быньговского храма, главным достоянием которого является иконостас Невьянской школы.

На встрече с екатеринбургскими журналистами 8 ноября 2013 года епископ Иннокентий просил называть работы, производимые в храме реабилитантами фонда "Город без наркотиков", ремонтом, но никак не реставрацией. А вот манипуляции с иконостасом, по его мнению, все же реставрация. Ее результаты ему нравятся, но это мнение он обозначил как непрофессиональное (священник - специалист по церковной архитектуре, прим.ред), а потому для оценки реставрации нужна экспертиза.

Как отмечает корреспондент "Уралинформбюро", на пресс-конференции прозвучало немало занятной информации. Во-первых, храм до 20 сентября 2013 года находился в "юрисдикции" Екатеринбургской, а не Нижнетагильской епархии. И потому ответственность за него нес митрополит Екатеринбургский Кирилл. Во-вторых, епархия не располагает описью имущества храма, а потому епископ Иннокентий не может сейчас сказать, пропали ли из него какие-либо иконы или, например, паникадило каслинского литья.

В ответ на это православная журналистка из Верхотурья заявила, что располагает описью, сделанной в Быньгах в 1984-1985 году  - незадолго до того, как настоятелем храма стал отец Виктор. Это заявление для епископа, а также сторонников Евгения Ройзмана, присутствовавших на пресс-конференции, стало "громом средь ясного неба".

У журналистов сложилось впечатление, что священнослужители пытаются замять уголовное дело, возбужденное по факту нанесения ущерба федеральному памятнику. Если следовать логике, что описи храмового имущества нет в природе, то невозможно и предъявить кому-либо обвинение в его похищении. А поскольку настоятель отец Виктор разжалован, то отвечать в случае чего будет "стрелочник".

Епископ Иннокентий подчеркнул, что готов принять любой судебный вердикт, но ушел от прямого ответа на вопрос, кому принадлежит имущество храма и кто несет за него ответственность? Резюмируя его суждения, иконостас - собственность приходской общины, которую ранее возглавлял отец Виктор. Но тот не потрудился вести учет собственности.

Перемещение храмовых икон в екатеринбургское  художественное училище  Шадра, как выясняется, производилось без каких либо документов - "на доверии". Оценку их реставрации делали "на глазок". Исходя из этого, действия свердловской полиции, заблокировавшей в мастерской училища с августа месяца более двух десятков икон из центральной части иконостаса, могут оказаться единственно верными для сохранения реликвий с многовековой историей.