Лунгин высказался о скандале вокруг фильма о войне в Афганистане

После закрытого показа в Екатеринбурге.

На обсуждении фильма "Братство" режиссер Павел Лунгин рассказал о том, как случилось, что его картина, получившая госфинансирование, была запрещена к показу 9 мая.

Премьера, пожалуй, первого масштабного фильма о войне в Афганистане, снятого в России с середины 1990-х годов, состоялась 4 мая на площадке Ельцин Центра в Екатеринбурге.

Фильм посвящен событиям 1988 года. Действие разворачивается в канун вывода войск из Афганистана, а сюжет закручен вокруг реальной операции по переводу 108-й мотострелковой дивизии с Чарикарской равнины к перевалу Саланг, который контролируется моджахедами.


Фото: kinopoisk.ru

Картина основана на воспоминаниях офицеров Службы внешней разведки. Главным источником информации для режиссера стал экс-глава ФСБ Николай Ковалев, который не дожил до премьеры один месяц.

Фильм вызвал жаркие споры еще до выхода на широкий экран. Изначально картине было выдано прокатное удостоверение, и ее планировали показывать в кинотеатрах с 9 мая 2019 года. Даже суровая председатель комитета по культуре Елена Ямпольская ленту одобрила, отмечает Лунгин. Однако после демонстрации в Госдуме, а затем в Совете Федерации у фильма появились ярые противники – в основном из рядов регулярных участников вооруженных конфликтов, которые сочли фильм недостаточно патриотичным и искажающим правду о войне. Говорилось, например, что режиссер собрал "всю грязь и гадости, которые тогда были".

Свет включается, и я слышу такой бас: в морду надо бить за такие фильмы, сажать надо! И пошло – обсуждение, как 50 лет назад. Ужасно они меня стыдили. А закончили тем, что и по Ковалеву у них есть вопросы," - рассказал Лунгин о том самом показе в Совете Федерации

После демонстрации фильма в Совфеде сенатор Игорь Морозов, сам прошедший горнило Афганистана, попросил не выпускать фильм на экраны 9 мая.

Стоит отметить, что возмущение ветеранов-патриотов после просмотра картины вполне можно объяснить, хотя каких-то откровенно скандальных моментов в картине нет. За исключением, быть может, ряда обстоятельств. Например, пацифист Лунгин, оперируя воспоминаниями Ковалева, показывает Афганскую войну такой, какой он ее видит и видел всегда – совершенно бессмысленной. Этот посыл лежит на поверхности и подкреплен словами одного из героев: "Когда я сюда шел, я думал мы пришли, чтобы помогать строить социализм, - говорит он. – А теперь – не знаю, для чего".

Я помню Афганскую войну, я был в то время полудиссидентом, избалованным московским мальчиком. Думал об этом с ужасом, знал, что приходят гробы бессмысленные. Знал, что с гробами приходят телевизоры, плееры. Вы даже не можете себе представить, что такое был двхкассетник Sharp в то время.

Это был бог, это был идол, ему молились [этот момент нашел отражение в фильме]. И вот это соединение бессмыслицы войны и встречи с новым материальным миром – все эти истории сплелись в несколько нетрадиционный сценарий", - рассказал Лунгин.

Режиссер отмечает, что "в конечном итоге весь спор вокруг фильма сводится к тому – за войну ты или против войны". Оказалось, что в итоге афганцы сами разделились на два лагеря в оценке картины, которая вышла, по мнению автора, "абсолютно антивоенной".

При этом автор воспоминаний, на которых построен фильм, генерал Ковалев картину смотрел несколько раз – на разных стадиях монтажа – и она ему нравилась. Это именно то, о чем он и хотел рассказать, - подтвердила дочь генерала уже после его смерти.

"Он был совершенно неофициозный человек, – рассказывает о Ковалеве Лунгин. – Он сам вышел на меня, хотел, чтобы я сделал фильм по его воспоминаниям. Человеком он оказался ужасно симпатичным. Представляете, можно быть генералом армии, экс-директором ФСБ и при этом быть совершенно каким-то "невтусованным" в жизнь, поэтому, быть может, потом он как-то не пригодился [власти]".

Этот фактор – личности Ковалева, который стал прототипом для героя, сыгранного Кириллом Пироговым, играет злую шутку с неподготовленным зрителем. Образ, созданный актером, разительно отличается от тех кэгэбэшников, которых все привыкли видеть в кино - невозмутимыми, хладнокровными и каменными. В фильме же высокопоставленный сотрудник КГБ ходит в джинсах и куртке, является чуть ли не самым гуманным персонажем в ленте и придерживается разрывающей стереотипы политики "договариваться, а не воевать".


Фото: kinopoisk.ru

На вопрос, стоит ли искать в фильме какие-либо параллели с Сирийским конфликтом, Лунгин ответил однозначно - фильм в том числе об этом.

"Что бы вы ни делали, вы все равно живете в современности, думаете о современности и как бы вы ни уходили в историю, вы все равно говорите о том, что вас волнует. Конечно, это [фильм] имеет отношение и к Сирии. И рассказ о том, как трудно, тяжело и бессмысленно выходили войска из Афганистана – конечно, это имеет отношение к нашей жизни. Мне кажется, что это кино - о пробуждении людей, о том, как человек осознает себя, совершает убийство, приносит жертву, потом как-то осмысляет, проживает это", - пояснил режиссер.

Развязать войну легко – выйти из нее очень тяжело, - эта мысль является одной, наверное, из основополагающих в фильме. Она кстати вкладывается в уста командира моджахедов Инженера Хашема: "Развязать джихад просто, но никто не знает, как его закончить".

Фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах 10-12 мая. "Уралинформбюро" приводит еще несколько наиболее интересных цитат о процессе съемок и киноиндустрии со встречи с Павлом Лунгиным.

О "Братстве"

Такие фильмы, они похожи на процесс золотодобычи. 10 килограммов промываешь в сите, и вдруг находишь какую-то одну блестку. В этом фильме – мужские отношения, попытка сказать правду, в нем нет любви, нет ни санитарки, ни радистки, ничего такого нет. Это - чисто мужская история.

О подборе актеров

Фильмы я всегда снимаю очень быстро, потому что денег всегда мало, денег нет, и съемки – это как военная операция. Надо долго готовиться, потом быстро снимать. Снял я его за 2,5 месяца, как обычно, хотя это было высоко в горах, в Дагестане, и работать было физически тяжело.

Подбор актеров – это очень интересно. Вот вы пишите роль – это кусок бумаги, двухмерное пространство. Как его перевести в трехмерное, как сделать его живым – это происходит после встречи с актером. Они должны соединиться, слиться и взаимоизмениться. И ты сидишь и думаешь: это он? это правда или не правда? Запомните: режиссер – это человек который всегда колеблется, более неуверенных в себе людей, чем режиссеры нет на свете, потому что они вынуждены все делать на ощупь.

О вариантах названия

Действительно, "Братство" не очень ловкое название, я понимаю. Оно возникло случайно. Сценарий написал мой сын Александр. У него называлось это поэтически очень "Белые солдаты". Но я такое не мог пропустить – белая армия, красная армия, нас могли неверно понять. Я быстро написал на заявке "Братство" и отправил в Фонд кино, который должен был дать денег на съемки. И так это название и прилипло, хотя я понимаю, что оно не самое удачное, фильм не про братство. Но опять же такое название может быть воспринято несколько иронично.

О кино

Российское кино становится индустриальным. Ничего плохого нет в том, что фильмы невысокого качества делают в кинотеатрах большие сборы. Это значит, что люди пошли на русское кино. А раз русское кино начинает зарабатывать деньги, значит, в тени этих блокбастеров будет создаваться и молодежное кино.

Деньги найти, конечно, сложно. Но я не знаю ни одного талантливого режиссера, который бы не снимал. И попробуйте найти свободных оператора или художника-постановщика – увидите, что все заняты. А актеры, они вообще негодяи – они клянутся тебе в вечной любви, потом выходят, подписывают еще один контракт, еще один, еще – они прямо ненасытные. Поэтому все заняты и при деле.

Другое дело, что с самим кино что-то происходит. Вот "Мстители" – это что, высокохудожественное кино? Мы превращаемся в имитацию Голливуда. Это банальность, конечно, но в советское время мы выламывали двери кинотеатров, стремясь посмотреть Тарковского или Феллини – кому нужен сейчас этот Феллини? Люди не хотят о себе говорить, хотят только развлекаться.

Первый положительный пример для меня – это то, что Юрий Дудь снял фильм про Колыму. Потому что Дудь очень четко чувствует молодежь, и если он делает этот фильм и там уже 10 миллионов просмотров, может быть, что-то у нас и изменится.

Искусство должно пережевывать что-то, что происходит с человеком – у нас же совершенно ничего из реальных проблем общества не находит выхода. Нет ни афганских фильмов, ни чеченских фильмов, все это внутри гниет. До сих пор народ спорит о Сталине, до сих пор ломают копья – он кто, убийца или спаситель. Люди абсолютно не хотят себя осознать.

Еще в сюжете: Культуру - в массы!