Уктусский аэровокзал сносят без ведома Росимущества?

И в нарушение Гражданского кодекса РФ.

Свердловское территориальное управление Росимущества не согласовывало "каких-либо решений" относительно здания Уктусского аэровокзала (улица Белинского, 246). Об этом "Уралинформбюро" сообщил заместитель руководителя Управления Алексей Воронин.

Позиция Росимущества по ситуации вокруг аэровокзала изложена в ответе на официальный запрос редакции. В частности, нас интересовало, одобрены ли ведомством какие-либо операции с указанным зданием в федеральной собственности (читай — в ведении Минтранса РФ), в том числе его снос.

На сносе настаивает Уральское управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора. В начале ноября ведомство разместило соответствующий аукцион на сайте госзакупок.

Судя по ответу Воронина, Росимущество не видит никаких нарушений в действиях "авиаторов", так как "право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника". При этом он ссылается на статью 216 Гражданского кодекса РФ, которая якобы дает оператору такие полномочия.

Следует отметить, что трактовка представителем Росимущества "слегка вольна". Указанная статья определяет пределы так называемого "вещного права" оператора федеральной собственности. Оно включает в себя право истребовать имущество из чужого незаконного владения либо от "добросовестного" приобретателя, право на возмещение доходов при возврате имущества из незаконного владения, а также "защиту права собственника от нарушений, не связанных с нарушением владения". Ни слова о праве оператора уничтожать вверенное ему имущество в указанной статье нет.

Более того, в статье 296 ГК, регламентирующей право оперативного управления федеральной собственностью, говорится: "Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления... распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества". В данном случае это Минтранс РФ, однако неизвестно, давало ли министерство "добро" на снос здания аэровокзала.

Аукционная документация содержит акт списания здания от 8 сентября 2021 года. Согласно документу, конструкции аэровокзала "не обладают необходимой механической безопасностью… объект невозможно использовать по прямому назначению, восстановление нецелесообразно". Между тем специалисты областного НПЦ по охране и использованию памятников ранее обследовали здание и нашли его вполне устойчивым, хотя и требующим реставрации.

Гражданский кодекс действительно дает оператору право списывать (но не сносить) активы в случае, если имущество признано непригодным для дальнейшего использования. После списания соответствующий акт должен быть в месячный срок направлен в Росимущество "для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества" (п. 13 положения "Об особенностях списания федерального имущества", утвержденного правительством РФ в октябре 2010 года).

Акт по аэровокзалу составлен два месяца назад, однако "территориальное управление Росимущества в Свердловской области каких-либо решений в отношение указанного имущества не согласовывало", говорится в письме Алексея Воронина. В акте списания, приложенном к аукционной документации по сносу объекта, в графе "Сведения о согласовании" также стоит прочерк. Иными словами, главный "управляющий" не в курсе, что делают с федеральной собственностью за его спиной.

Стоит напомнить, что в случае сноса Уктусского аэровокзала на его месте разместится торгово-развлекательный центр "Золотой" (инвестор — компания "Малышева 73"). Градозащитники Екатеринбурга считают здание уникальным в своем роде архитектурным памятником, в котором после реставрации мог бы разместиться досуговый центр для жителей микрорайона Ботанический. Они ведут сбор подписей под открытым письмом в адрес главы города Алексея Орлова и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Ранее просьбу сохранить здание мэру Екатеринбурга направил главный редактор "Уралинформбюро" Вадим Дынин.

Еще в сюжете: Снести нельзя оставить