Найдено антитело, нейтрализующее все штаммы коронавируса

Универсальная вакцина не за горами?

Обнаружено антитело, способное нейтрализовать все штаммы коронавируса, включая "дельту" и "омикрон". Открытие молекулярных биологов из Китая описано в статье, размещенной в электронной библиотеке bioRxiv.

По данным ученых, моноклональное антитело 35B5 может соединяться с самым стабильным регионом в структуре S-белка, который фактически не меняется по мере эволюции SARS-CoV-2, сообщает "Уралинформбюро".

Уникальное антитело было обнаружено в образце крови одного из переболевших коронавирусной инфекцией в тяжелой форме жителей КНР. В рамках масштабного исследования ученые выделяли из биоматериалов перенесших COVID-19 культуры B-клеток, производящих антитела, и наблюдали, какие вирусные частицы они могут атаковать.

В результате были выявлены две молекулы, 35B5 и 32C7, активно нейтрализовавшие частицы первых вариаций SARS-CoV-2. Позже выяснилось, что антитело 35B5 не менее эффективно борется с бета- и дельта-штаммами. Гипотезу подтвердили опыты, проведенные на мышах: молекула 35B5 защитила всех грызунов от гибели и серьезных повреждений легких.

По снимкам с криоэлектронного микроскопа ученые определили, что универсальный характер действия антитела 35B5 кроется в том, что оно соединяется с частью S-белка коронавируса, которая почти не меняется по мере его эволюции.

По мнению молекулярных биологов, этот же участок можно использовать в качестве "мишени" при создании универсальных вакцин против всех существующих и будущих штаммов SARS-CoV-2.

Между тем профессор вирусологии, главный научный сотрудник Центра имени Гамалеи Анатолий Альтштейн сомневается в возможности создания универсальной вакцины от коронавируса на основе моноклонального антитела 35B5.

Анатолий Альштейн считает, что моноклональное антитело можно использовать лишь для лечения, но вводить его нужно в первый день заболевания.

"Вводить такое моноклональное антитело всем здоровым людям нецелесообразно, потому что иммунитет недолгий, он примерно месяц будет длиться, а стоить это антитело будет очень много. В результате оно для ограниченной профилактики годится, для лечения, если только в первый день заболевания. Но кто будет в первый день заболевания вводить такое дорогое лекарство, если человек еще не сильно болен? Ведь каждый надеется, что у него все пройдет и без этого легко, а через 23 дня уже поздно вводить такое лекарство, оно не поможет. Поэтому это интересная и полезная работа, но это никакой не переворот и не сенсация", — отметил вирусолог в интервью изданию Lenta.ru.

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19