Минсельхоз предлагает без суда блокировать торгующие вейпами сайты

По примеру контроля за онлайн-торговлей спиртным.

Министерство сельского хозяйства предложило блокировать в досудебном порядке сайты, торгующие табачной и никотинсодержащей продукцией, в частности, электронные сигареты и вейпы. Соответствующий проект поправок в законодательство направлен в Минэкономразвития, Минцифры и Минпромторг, передает "Уралинформбюро".

Как пояснили РБК в Минсельхозе, законопроект предполагает блокировку без решения суда доменных имен, страниц сайтов в интернете, сетевых адресов, содержащих предложения об онлайн-продаже электронных сигарет и вейпов с содержанием никотина в жидкости или растворе до 20 миллиграммов на миллилитр. В министерстве считают, что предложенный механизм регулирования показал эффективность на примере алкогольного рынка. По данным Росалкогольрегулирования, за 2022 год в России было заблокировано 6 430 ресурсов, содержавших предложения об онлайн-продаже спиртного.

В Минпромторге поддерживают инициативу – она создаст возможность дополнительного контроля за соблюдением запрета на дистанционную продажу табачной и никотинсодержащей продукции. Вместе с тем там отмечают необходимость детально проработать вопрос о блокировке отдельных интернет-страниц, нарушающих запрет, на маркетплейсах.

По словам президента ассоциации "Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем" (ПАУРРЭНС) Льва Григорьева, только на Wildberries в начале января 2023 года по запросам "электронные сигареты" можно было найти свыше 12 000 товаров, по запросам "жидкости для электронных сигарет" – более 9 000. В феврале маркетплейс пообещал запретить продажу даже безникотиновых вейпов и курительных смесей, чтобы "недобросовестные продавцы не могли продавать никотинсодержащую продукцию под видом безникотиновой".

На площадке Ozon запрещена продажа табачных изделий и любой никотинсодержащей продукции, а также ограничена продажа устройств для курения. Под запретом торговля любыми жидкостями и смесями для курения и на "Яндекс.Маркете".

Между тем, по подсчетам Group-IB, только в 2021 году объем теневого онлайн-рынка табака и электронных сигарет в российском сегменте интернета составил 5,6 миллиарда рублей. Более половины этой суммы пришлось на электронные сигареты и стики (2,3 и 1,1 миллиарда рублей соответственно). Реализация через мессенджеры принесла свыше 3,5 миллиарда рублей, через соцсети – 314 миллионов.

Ранее в Госдуме предложили существенно увеличить штрафы за продажу вейпов несовершеннолетним.

Еще в сюжете: Табачка не найдется