Темный лес и ведьмин котел: в Урал Балете показали декорации к "Сильфиде"

За месяц до премьеры.

Темный лес, дубовая гостиная и котел, в котором ведьма Мэдж сварит тот самый волшебный шарф – с его помощью влюбленный Джеймс попытается поймать Сильфиду, но в итоге погубит неземное создание, вскружившее ему голову. Всё это – декорации к знаменитому романтическому балету, новое прочтение которого Екатеринбург увидит в начале июля.

В Урал Опера Балет пошли на эксперимент и, кажется, впервые решили показать публике процесс примерки и "подгонку по месту" декораций с участием художников и команды постановщиков. А после корреспондентам "Уралинформбюро" удалось заглянуть и в швейные цеха, где сейчас делают финальные стежки и прикраивают последние выточки к костюмам.

"Сильфида" – один из первых романтических балетов. В 1832 году, после головокружительной парижской премьеры спектакля Филиппо Тальоне, датский хореограф Август Бурнонвиль решил перенести его на родину, но Королевскому театру не хватило средств, чтобы выкупить партитуру. Парадоксально, но дешевле оказалось заказать новую музыку. В итоге именно вариация Бурнонвиля дошла до наших дней и воспроизводится как первоисточник "Сильфиды", версия Тальони не сохранилась.


На заднем плане – художник-сценограф Альона Пикалова, на переднем – заместитель директора театра по художественно-постановочной части Андрей Плешаков

Удивительное преображение: эскизы, которые художник-сценограф Альона Пикалова показывала прессе пару месяцев назад, получили объем и убедительность. Наверное, это одно из важнейших умений для сценографа – создание качественных зрительных иллюзий. Вот поднимают задник, на нем – невзрачная аппликация в виде силуэта дерева, плоский рисунок на полотне, но вот определенным образом включается свет и дерево приобретает почти физически ощутимый объем.


"Определенным образом включается свет"

Но автора, похоже, не все устраивает. "Ну плоховато, конечно, вышли вот эти все обобщения", – комментирует она и просит прорисовать поверх задника сеть мелких веточек специальной краской, чтобы изображение стало более правдоподобным.

Волшебный лес для второго акта создан по мотивам живописи Уильяма Тёрнера и Джона Констебла – современников первоизданий "Сильфиды".

"Интересно было наблюдать, как художники прорисовывают деревья в этом лесу. Изображение создано многослойным, стволы частично – это аппликации. И на этапе прорисовки вообще не было понятно, что получится в итоге", – рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью театра Семен Чирков.


Фрагмент задника. Он прорисовывался в несколько слоев. Часть стволов – аппликации

Дальше постановщикам предстоит решить непростую пространственную задачу: с одной стороны, максимально сохранить получившийся задник, с другой – разместить его "слои" так, чтобы они не мешали артистам.

В конце концов на сцене появляется тот самый ведьмин котел. А вот огромный камин, в который, как видение, упорхнет Сильфида от Джеймса, журналистам показывать не стали, оставив его внешний вид интригой до премьеры. Он выполнен из древесных материалов, но визуально должен быть неотличим от натурального камня.

Все декорации в обязательном порядке обрабатывают противопожарной пропиткой, нередко это в разы повышает их стоимость.


Элемент "дубовой" гостиной

"Сильфиду" удалось полностью оформить исключительно силами театра, ничего не пришлось заказывать на стороне, уточняет Семен Чирков.

Из зрительного зала поднимаемся в производственные помещения. Сотрудницы швейного цеха, воплощая образы, доработанные художником по костюмам Еленой Трубецковой, трудятся каждая – за пятерых.

"Уралинформбюро" публиковало большое интервью с Еленой, в котором она рассказывала о свой работе над этими шотландскими килтами и воздушной внешностью Сильфиды.

В аннотации к спектаклю говорится, что, работая над декорациями и костюмами, художники ориентировались на спектакль Датского королевского балета, но "наполнили его деталями, переработали каждый фрагмент так, чтобы оформление было уникальным и связанным только с этой постановкой".

Ожидалось, что новую версию легендарного балета на сцене в Екатеринбурге поставит Вячеслав Самодуров, именно он работал с балеринами над сольными партиями, а с художниками в самом начале – над оформлением. Однако сейчас в аннотации на сайте театра балетмейстером-постановщиком указана Елена Панкова – в прошлом прима Баварского балета и Английского национального балета, теперь – педагог-репетитор екатеринбургской труппы. Самодуров же дорабатывает до окончания действия контракта, на посту художественного руководителя труппы его сменит Максим Петров, который, кстати, присутствовал на примерке.

Премьерные показы "Сильфиды" состоятся 6–9 июля.

Еще в сюжете: Культуру - в массы!

Актуальное