Гостям форума в Екатеринбурге показали "броню Победы"

Собранную на площадках Музея УГМК.

В Екатеринбурге продолжает работу III Форум городов трудовой доблести, собравший делегатов из 53 городов России, удостоенных этого статуса. 23 июня гости форума побывали в Верхней Пышме и посетили Музейный комплекс военной и гражданской техники УГМК, среди экспонатов которого немало боевых машин, созданных на заводах Урала в годы Великой Отечественной войны. Корреспондент "Уралинформбюро" принял участие в экскурсии.

Как рассказал начальник экскурсионного отдела музейного комплекса Григорий Павлюков, первые экспонаты здесь появились в 2005 году, когда в России праздновалось 60-летие Победы. Сегодня музейная экспозиция содержит 1 500 экземпляров военной и гражданской техники разных эпох и стран.

Среди них есть и настоящие раритеты, например, первый в мире стратегический бомбардировщик М-4, пятибашенный танк Т-35, а также самый первый советский танк Т-18, созданный сто лет назад на базе французской боевой машины Рено- FT-17. К Уралу этот "старичок" имеет прямое отношение: его производили не только на московском "Большевике", но в Перми, на Мотовилихинском машиностроительном заводе.


Пятибашенный танк Т-35

Однако ядро музейной экспозиции составляют самолеты, танки, артиллерийские орудия, самоходные установки, бронеавтомобили и даже корабли времен Второй мировой войны. Некоторые из них вполне могли бы стать героями эпичного военного кино, например, речной бронекатер проекта 11-25, участник Сталинградской битвы.


Речной бронекатер проекта 11-25

Он был потоплен во время сражения за Сталинград в ноябре 1942 года, поднят со дна Волги, отреставрирован и возвращен в состав Волжской флотилии, а после войны использовался в качестве прогулочного катера. Теперь он украшает экспозицию музея в Верхней Пышме.

Как известно, города Урала в годы войны стали главными "кузницами" по производству боевой техники, прежде всего танков КВ и Т-34, самоходных артиллерийских орудий и минометов. В годы войны корпуса этих машин собирали на Уралмаше и Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, а двигатели к ним – на Уральском турбинном заводе.


Линейка разных моделей танка Т-34

"Тридцатьчетверка" давно превратилась в один из символов Победы. В годы войны этот танк неоднократно модернизировался, увеличивая калибр орудия, меняя форму башни и "наращивая" броню. На площадке Музея УГМК представлена вся модельная линейка этой машины, от прототипа 1940 года до Т-34-85, освобождавшего Европу от фашизма и участвовавшего в штурме Берлина.


Тяжелый танк КВ-1С

Тяжелый танк "Клим Ворошилов" (модификации КВ-1, КВ-2 и КВ-1С) наводил на врага не меньший ужас благодаря прочной и толстой броне. Считалось, что пробить ее можно только из 88-миллиметрового зенитного орудия, а обычная противотанковая артиллерия немцев была бессильна против этого "монстра". На Урале в годы войны производством танков КВ занимался Челябинский тракторный завод, а вот комплектующие (в том числе узлы и дизельные двигатели) делались в Свердловске – на УЗТМ и Уральском турбинном заводе.

Впрочем, танки вермахта, особенно на первом этапе ВОВ, были не менее грозной силой. Чтобы остановить их натиск, требовались эффективные противотанковые орудия. Одним из таких орудий была 76-миллиметровая дивизионная пушка Ф-22 образца 1936 года. Уралмаш освоил ее производство еще в довоенный период, наряду с Кировским заводов в Ленинграде и заводом № 92 (ныне Нижегородский машиностроительный завод).


76-миллиметровая дивизионная пушка Ф-22 образца 1936 года

Особый интерес у делегации участников форума вызвала экспозиция, посвященная железнодорожному транспорту времен войны. В Музее УГМК собрана богатая коллекция паровозов и вагонов той поры, как советских, так и трофейных, и переданных СССР по ленд-лизу союзниками по антигитлеровской коалиции.

Именно на таких платформах на Урал эвакуировалось оборудование предприятий из западных областей страны.

"Я всю жизнь проработала на железной дороге, - рассказала гостья из города Сызрань Татьяна Трувалева. - На форум меня пригласил городской совет ветеранов Екатеринбурга. Раньше я ни разу не была в вашем городе и не ожидала, что нас встретят так грандиозно. Впечатления от Екатеринбурга очень хорошие, у вас так чисто на улицах, как нигде в мире, кажется. Очень понравилось открытие форума (он стартовал с открытия стелы "Город трудовой доблести". – Прим. ред.), поразил масштаб и объем мероприятий".


Павильон музея, посвященный военной технике союзников по антигитлеровской коалиции

"На меня большое впечатление произвели жители Екатеринбурга – милые, отзывчивые, добрые, всегда готовые прийти на помощь, - признался заместитель главы города Томска Константин Чубенко. - Город очень чистый, ровные, аккуратно скошенные газоны, много зелени на улицах. Понравилась современная архитектура, чувствуется забота об архитектурно-художественной подсветке зданий – она очень уместная и красивая. Думаю взять ваш опыт подсветки на вооружение, когда вернусь в Томск. Будем на вас равняться!"


Замглавы Томска Константин Чубенко. Фото: Елена Порунова

Стоит отметить, Музей военной и гражданской техники – не единственная причина, по которой форумчане наведались в Верхнюю Пышму. Сразу по завершении экскурсии делегация направилась в Технический университет УГМК, где состоялся семинар-практикум "Всё для фронта, всё для победы!"

В ходе семинара участники разработали методические рекомендации для проведения в своих городах мероприятий, намеченных на 1 июля приуроченных к сохранению памяти о подвиге тыла. Также на площадке Университета прошла панельная сессия "Трансформация промышленных территорий на примере города Верхняя Пышма".

Евгений СУСОРОВ