В Екатеринбурге музыку Баха "приправили" шедеврами уральских камнерезов

Перед открытием Bach-fest.

В Екатеринбурге 1 марта состоится первый концерт 13-го по счету Bach-fest – крупнейшего фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха в России. Его программу – баховские "коллекции по случаю" – накануне представили музыканты первого российского оркестра исторических инструментов Pratum Integrum, сообщает "Уралинформбюро".

На фоне уникальных изделий уральских камнерезов солисты оркестра, "носители стиля, владеющие особой манерой пения и игры", исполнили несколько композиций на гобое, виоле да гамбе, флейте траверсо и скрипке. Каждый инструмент – реплика изделий старинных мастеров, созданная вручную, для слушателей это – возможность услышать музыку Баха на тех инструментах, для которых он ее писал.


Александр Гулин (Pratum Integrum) и его виола да гамба, сделанная российским мастером


Филипп Нодель (Pratum Integrum) с гобоем – репликой инструмента 18 века.

При чем здесь камень? Его энергетика резонирует с великой музыкой, к каждой коллекции Баха можно подобрать свои "рифмы" среди знаменитых изделий горных мастеров, объяснили организаторы фестиваля.


По случаю Bach-fest в екатеринбургском Музее камнерезного искусства подготовили виртуальный тур по экспонатам, которые "рифмуются" с шедеврами Баха

Музыканты Pratum Integrum совместно с Уральским филармоническим оркестром и Симфоническим хором Свердловской филармонии под руководством Алексея Доркина сегодня вечером представят публике две баховские кантаты – обе исполняются в городе впервые.

Впервые в Екатеринбурге прозвучат две кантаты И. С. Баха, где виртуозные пассажи Большого оркестра, ювелирно-отточенные голоса хора и солистов, а также мощное звучание органа создадут грандиозную и величественную картину эпохи, по воздействию не уступающую фрескам Сикстинской капеллы, – отметили в пресс-службе филармонии.

По словам куратора Bach-fest Тараса Багинца, большинство произведений, звучащих на фестивале – премьеры для екатеринбургского зала. Тогда как обычно из всего наследия легендарного композитора принято исполнять лишь 2-3%.

– Бах никогда не писал в стол. Его сочинения всегда создавались под конкретные, имевшиеся у Баха прямо сейчас, исполнительские возможности. Все музыкальное наследие Баха можно поделить на несколько важнейших кластеров: музыка для церкви, музыка домашнего музицирования, музыка для обучения, музыка для развлечения, и особняком – сочинения для констатации факта высочайшего композиторского мастерства автора, – объяснил музыкант.

Оркестр Pratum Integrum в полном составе поставит также изящную точку в финале Bach-fest, выступив с выдающимися инструментальными концертами Баха, Генделя и итальянских мастеров (31 марта).

Еще одна изюминка фестиваля – 21 марта, в день рождения Иоганна Себастьяна Баха, в Свердловской филармонии состоится органная дуэль между солисткой Концертного зала "Зарядье" Ладой Лабзиной и московской органисткой, несколько лет проработавшей в Германии, Натальей Ужви. Они не только представят сочинения композитора, но даже поимпровизируют на баховские темы.

Команда Bach-fest, кажется, ставит перед собой на этот раз весьма амбициозную задачу – освободиться от штампов и открыть уральской публике нового Баха, сделать его образ менее официальным, но более близким и человечным. Так, благодаря сочинениям барочного гения, написанным по самым разнообразным поводам, гости фестиваля смогут взглянуть на музыканта через его сочинения как на учителя, "ведущего специалиста", артиста, менеджера, шоумена, мужа и отца. "Бах с нами!" – говорят нам и мы можем это услышать.

Посмотреть полную программу фестиваля можно на сайте филармонии.

Еще в сюжете: Культуру - в массы!