Широтная НАКовальня для УПУП

Корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный"(УПУП) в сентябре 2011 года начнет строительство перехода через реку Надым.

Новый мост будет составной частью Северного широтного хода, который российские чиновники намерены проложить в Заполярье с помощью государственных концернов и иностранных инвесторов. Эксперты предрекают, что совместная работа в итоге обернется банальным растаскиванием бюджетных ассигнований. Как выяснило "Уралинформбюро", "широтные" деньги будут осваивать те же персоны, что "закопали" миллиарды рублей при строительстве железной дороги Обская - Бованенково.

Северный широтный ход - грандиозный проект, предусматривающий соединение станции Обская с населенными пунктами Салехард, Надым, Пангоды, Новый Уренгой и Коротчаево. Он предусматривает возведение двух мостовых переходов, прокладку новых железнодорожных линий и достройку старых. Коридор протяженностью более 700 километров предназначен в основном для вывоза газоконденсата с месторождений Ямала и севера Красноярского края в морские порты на северо-западе России. Помимо корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный" в прокладке коридора участвуют ОАО "Газпром" и ОАО "РДЖ". Проект должен быть реализован до 2015 года.  

Стоимость широтного хода чиновники называют разную: в октябре 2010 года на коллегии Минтранса России говорилось о 152 миллиардах рублей, а в мае 2011 года на слушаниях в Госдуме РФ глава УПУП Александр Белецкий оценил проект в 174 миллиарда рублей. Эксперты не склонны доверять этим цифрам: разработку проекта и его реализацию контролируют те же лица, которые прославились раздуванием сметы при строительстве железной дороги Обская - Бованенково.  

Генеральным подрядчиком Северного широтного хода заказчик выбрал ОАО "Ямалтрансстрой", возглавляемое Игорем Наком. Эта компания заинтересовала правоохранительные органы тем, что в различные периоды тратила на километр дороги Обская - Бованенково от 50 до 250 миллионов рублей, что в несколько раз больше, чем это предписывают нормативы. При этом у подрядчика накопились огромные долги перед кредиторами - в том числе и перед государством. В марте 2011 года против руководителей субподрядных организаций ОАО "Мостострой-13" и ООО "Сигма" были возбуждены уголовные дела по фактам присвоения государственного имущества. Но информированные люди говорят, что судить надо совсем других лиц.

Соучредитель ОАО "Мостострой-13" Павел Небов утверждает, что деньги из "Ямалтрансстроя" выводились и присваивались Игорем Наком и его покровителями из "Газпрома". Член правления газового монополиста Ярослав Голко с компаньонами подмял под себя бюджет стройки с помощью распространенной схемы: в Москве был зарегистрирован двойник "Ямалтрансстроя", который стал получателем средств "Газпрома". Технический контроль за строительством и инженерное наблюдение за сооружением Я.Голко поручил подконтрольным организациям, замкнув таким образом на себя все финансовые потоки. При отсутствии независимого контроля за качеством строительства можно было до бесконечности тратить деньги на доделки и переделки возводимого полотна. Точно такую же схему работы следует ожидать при прокладке Северного широтного хода. Судите сами.

В 2009 году ряд сотрудников холдинга "Ямалтрансстрой" перешел на работу в "Урал промышленный - Урал Полярный". Друг И.Нака Александр Вылиток стал заместителем генерального директора этой корпорации. В 2010-м "Ямалтрансстрой" зарегистрировал в Москве два брендовых двойника ОАО "Мостострой-13", генеральным директором одного из которых (ООО "Мостострой-13") стал Александр Вылиток.  

Как утверждает Павел Небов, была разработана стратегия по передаче всех важных проектов УПУП структурам Ярослава Голко. А Вылитку поручили провести "правильные торги" в рекордно короткие сроки. С задачей он справился: сначала "Ямалтрансстрой" получил подряд на возведение дороги Салехард - Надым, затем очередь дошла до мостовых переходов через реки Обь и Надым стоимостью 60 миллиардов рублей.  

В марте 2011 года корпорация объявила о "мероприятиях по привлечению потенциальных участников строительства". Подобный способ предоставления подрядов озадачил экспертов: акционерами УПУП являются субъекты Федерации - он создан на казенные средства, и, казалось бы, контракты на выполнение работ должны заключаться на основании федерального закона №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Но руководство корпорации сочло, что данный закон регулирует поставки товаров и услуг для бюджетных учреждений, а УПУП - акционерное общество, живущее исключительно на бюджетные деньги, таковым не является. Соответственно, имеет право на особые "мероприятия".

Эти "мероприятия" существенно противоречили законодательству: не были проведены торги на выполнение функции заказчик-застройщик, отсутствовал полный текст договора, были завышены требования к квалификации подрядчика и его материальной базе, а сроки подачи заявок на конкурс были искусственно укорочены. Их разработчики своей цели добились: подряд получили ОАО "Ямалтрансстрой" и ООО "Мостострой-12". Две компании выбрали для того, чтобы все походило на реальную конкуренцию. Но уши все равно торчат: по словам П.Небова, "Мостострой-12" принадлежит Александру Забарскому, который лет пятнадцать знаком с Игорем Наком. Одновременно с выборами подрядчика были объявлены торги на подготовку рабочей документации, которые выиграло ООО "УралСтройТехнологии" - дочерняя компания УПУП. По старой "северной" традиции в Санкт-Петербурге был зарегистрирован двойник этой организации.

Строители Северного широтного хода привнесли в проект и новшества. В начале 2011 года Александр Белецкий заявил, что достигнута договоренность с рядом чешских банков о предоставлении кредита в размере 1 миллиарда евро. Руководитель ООО "УралСтройТехнологии" Станислав Лабецкий сообщил, что технический надзор за строительством будет осуществлять немецкая компания  DB Iternational  GmbH, которой принадлежит половина долей в этой "дочке" корпорации.  

Условия сотрудничества с иностранными инвесторами до сих пор не известны. В Генеральном консульстве Чешской Республики в Екатеринбурге на запрос "Уралинформбюро" ответили, что банкиры не комментируют детали соглашения с УПУП. Не понятен и смысл передачи функций технического надзора за стройкой немцам.

Главный специалист отдела искусственных сооружений ЗАО "Уралпромтранспроект" Валентина Наумова говорит, что надзор, как правило, осуществляет та организация, которая разрабатывала проект. Проектировщикам "со стороны" очень сложно контролировать процесс, поскольку они не "в теме". Однако это не смущает руководство ООО "УралСтройТехнологии". Станислав Лабецкий разъяснять смысл передачи контроля DB Iternational GmbH отказался, пояснив, что он не может комментировать решения правления УПУП.

В самой корпорации на этот счет заявили следующее: "Принимая во внимание колоссальный опыт и авторитет компании DBI, мы рассматриваем ее как потенциального эксперта в осуществлении технического надзора за строительством мостового перехода через реку Надым. Но поскольку участие DBI в проектах ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный" все еще находится в стадии переговоров, любые комментарии по этому поводу преждевременны".

Специалист в области мостостроения Павел Небов недоумевает, зачем привлекать иностранную компанию, которая не знакома с российскими технологиями и требованиями к строительству мостов в условиях Заполярья: "С точки зрения профессионала я могу сказать, что это неразумно и в какой-то степени преступно. У немцев нет никакого опыта".  

Директор представительства DBI в России Сергей Замятин заявил СМИ, что в задачи компании входит контроль как за документацией, так и за ходом работ. По его мнению, немцы помогут снизить технические риски, что увеличит инвестиционную привлекательность проекта. У экспертов эта версия вызывает улыбку: во-первых, любого добропорядочного инвестора заставит задуматься репутация ОАО "Ямалтрансстрой", а во-вторых, иностранцы в России предпочитают контролировать увеличение или уменьшение стоимости проекта и приписки, спрятанные в проектно-сметной документации, для чего оставляют за собой функции инвестора-заказчика и генподрядчика проекта.

В чем не отказать "широтникам", так это в административном ресурсе. По свидетельству Павла Небова, когда правоохранительные органы заинтересовались финансированием железной дороги Обская - Бованенково, прокурору ЯНАО пришло письмо из Генеральной прокуратуры России с указанием более внимательно отнестись к проблемам ОАО "Ямалтрансстрой", которое решает для страны важную стратегическую задачу. Есть информация, что это письмо "организовал" Ярослав Голко.  

По странному стечению обстоятельств, в это же самое время были уволены начальник УВД по ЯНАО Владимир Пасичнюк и руководитель Управления федеральной службы по налогам и сборам по ЯНАО Александр Слабенко. Своим ближайшим соратникам Игорь Нак якобы сказал, что эти кадровые вопросы стоили ему 10 миллионов долларов США. Ну, что это за деньги, когда счет идет на сотни миллиардов!

Андрей БЕЛЫЙ

Еще в сюжете: Красавец Белецкий

Актуальное