Блеск и нищета миллиардера Комарова

Группа ЧТПЗ необратимо движется к своему банкротству.

На глазах растет задолженность перед банками, лавиной накатывают судебные иски со стороны поставщиков, сокращается выпуск продукции. Эксперты говорят, что признаки неплатежеспособности налицо, но холдинг избегает банкротства уже четыре года. Его усиленно поддерживает государство за счет средств налогоплательщиков, что позволяет члену списка Forbes заниматься свержением неугодных ему мэров.

Арбитражный управляющий Александр Драгункин подсчитал, что в 2012 году к ОАО "Первоуральский новотрубный завод" (входит в Группу ЧТПЗ) было предъявлено 100 исков о взыскании 333 миллионов рублей. В начале 2013 года к ним добавилось еще 58 - на 147 миллионов рублей. Анализ баланса показал, что предприятие является неплатежеспособным: заемных средств у ПНТЗ в четыре раза больше, чем оборотных активов.

При существующей субсидиарной ответственности за долги 100% "дочки" должна расплачиваться материнская компания, но у Группы ЧТПЗ в целом ситуация схожая: долги на январь 2013 года составили 110 миллиардов рублей. Дефицит собственного капитала и огромные размеры краткосрочных обязательств побудили компанию Deloitte & Touche выразить "серьезные сомнения относительно способности Группы ЧТПЗ продолжать свою деятельность в обозримом будущем".

Опасная кредиторская задолженность накапливалась холдингом с 2008 года. Именно в тот кризисный год ЧТПЗ приступил к реализации своих главных инвестиционных проектов: строительству цеха по выпуску труб большого диаметра "Высота 239" в Челябинске и электросталеплавильного комплекса "Железный озон 32" в Первоуральске. Кредиты предоставили иностранные банки, которые в суровом 2009-м уступили долги российским кредитным учреждениям, возглавляемым прогосударственным Сбербанком.

В 2012-м запаниковали и они: ЧТПЗ постоянно срывал сроки погашения займов, что затягивало петлю на шее компании все туже. Перед Группой замаячил дефолт, и основной ее акционер Андрей Комаров обратился к правительству России с просьбой предоставить государственные гарантии на 30 миллиардов рублей. Перед новым 2013-м годом власти удовлетворили просьбу бизнесмена, дав, по сути, добро на продолжение строительства финансовой пирамиды.

По мнению А.Драгункина, при существующей краткосрочной задолженности предприятия Группы просто не смогут дальше функционировать без ущерба всем своим кредиторам. Эксперт публично посоветовал контрагентам ОАО "ПНТЗ" и ОАО "ЧТПЗ" не поставлять им свою продукцию без предоплаты.

Депутат Госдумы РФ Николай Езерский подчеркивает, что сами по себе правительственные гарантии ничего не решают: надо где-то заработать денег, чтобы расплатиться с банками. Дела же у ЧТПЗ в 2013 году идут не так, как хотелось бы. К тому же компания не до конца выполнила свои инвестиционные проекты: в Первоуральске, например, ПНТЗ должен еще вложиться в обустройство шламохранилища и дороги, а также снизить шумность электросталеплавильного комплекса.

Доходы холдинга между тем сокращаются: в 2012 году, как сообщила пресс-служба ЧТПЗ, Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы отгрузили  стальных труб на 74,3 тысячи тонн меньше, чем годом раньше. В 2011-м же Группа ЧТПЗ потеряла часть заказов из-за того, что Газпром челябинским трубам большого диаметра предпочел иностранные. Группа ЧТПЗ в связи с этим решила сократить 1 400 сотрудников. Власти этому не препятствуют, поскольку считается, что персонал на российских трубных заводах избыточен.

На самом деле затраты на персонал в металлургической отрасли не превышают 12% от себестоимости – в то время как в иностранных компаниях, работающих в России, они составляют 15%, а в Западной Европе – и вовсе 25%. Исследование, проведенное компанией Pricewaterhouse Coopers в 2007 году, показало, что инвестиции в российский персонал дают даже большую отдачу, чем за рубежом. Оказывается, при должной организации труда и денежном стимулировании сотрудников русские способны работать с той же производительностью, что и западноевропейцы. Проблема лишь в том, что российские предприятия сильно недоинвестированы.

Например, цех № 1 Первоуральского новотрубного завода был построен в начале 30-х годов 20 века, и он действует до сих пор. На предприятии, пишет в интернете ветеран завода Влад Петров, работает оборудование 20-60 годов прошлого века, настраиваемое вручную, при помощи кувалды и гаечного ключа с применением прокладок. На модернизацию ПНТЗ сегодня нужны огромные деньги – как, впрочем, и на ЧТПЗ.

Андрей Комаров, однако, решил построить новый цех по выпуску труб большого диаметра, с пуском которого производственные мощности России превысили спрос на этот вид продукции в три раза. За последние годы российские металлурги потратили 10 миллиардов долларов на выпуск больших труб. Но самое печальное состоит даже не в затратах, а  в том, что на Дальний Восток их возить невыгодно – дешевле купить в Японии.

На этом фоне основной акционер ЧТПЗ, похоже, не столько строил центр прибыли, сколько реализовывал свои эстетические фантазии. "Высота 239" больше похожа на стильный офис, нежели на производственный корпус. Поначалу, признался А.Комаров журналу Forbes, планировали даже проложить монорельс, с которого из  движущейся капсулы золотого цвета посетители должны были любоваться цехом. У экспертов закралось сомнение: уж не перепутал ли предприниматель производство с театром? Сам Комаров никогда не скрывал, что в конце 80-х годов работал театральным администратором у Константина Райкина в "Сатириконе". 

Между тем объяснить странные, с точки зрения бизнеса, поступки А.Комарова одной тягой к прекрасному нельзя. В 2011 году Группа ЧТПЗ вознамерилась продать часть акций на Лондонской фондовой бирже. Решение, отмечают эксперты, было правильное: рыночная конъюнктура позволяла привлечь капитал и снизить долговую нагрузку. Но А.Комаров в итоге отказался от IPO, поскольку, как сообщали информагентства, инвесторы подписывались на акции ЧТПЗ по нижней границе ценового диапазона. Аналитик ВТБ24 Станислав Клещев считает, что "отказ от размещения стал стратегической ошибкой Группы, и объяснить поведение основных акционеров можно только их жадностью".

Располагая кредиторской задолженностью почти в 100 миллиардов рублей, Группа ЧТПЗ объявила о строительстве металлургического завода в Татарстане стоимостью 60 миллиардов рублей. Предполагалось, что здесь будет выпускаться качественный металлический лист. Экспертов задумка А.Комарова потрясла. Специалисты в интернете писали: "Производить автомобильный лист в Татарстане – все равно, что добывать нефть в Питтсбурге… Ни сырья, ни технологий, ни персонала".

По словам экспертов, в России только Новолипецкий металлургический комбинат способен производить качественный автомобильный лист, поскольку в применяемой им руде нет серы и фосфора, но и ему придется плавить металл без добавления лома, чего он уже не умеет. Именно поэтому консорциум Renault-Nissan отказался применять российский лист на "АвтоВАЗе".
 
В конце 2011 года, когда долг ЧТПЗ превысил 100 миллиардов рублей, Первоуральский новотрубный завод выкупил у контролирующих Группу акционеров  24% пакет акций по небывало высокой цене (117 рублей за акцию – в то время как сегодня они покупаются у акционеров по 44 рубля), потратив на это 500 миллионов долларов. Объяснили этот шаг предстоящим IPO, но размещение в итоге не состоялось, а деньги в компанию так и не вернулись. Очевидно, что выкуп акций по завышенной цене преследовал вполне прозаическую цель: "осчастливить"  кого-то из бенефициаров, среди которых иногда называют и высокопоставленных российских политиков, помогших некогда А.Комарову получить контроль над ЧТПЗ. 

Долг ЧТПЗ продолжает расти, а менеджмент компании увлеченно участвует в политических игрищах, тратя на это немалые суммы. По данным интернет-портала "Первоуральск.ру", представители А.Комарова, покупают депутатам муниципального парламента квартиры, отправляют их лечиться за границу и ведут в городе широкую рекламную кампанию. Тот же источник сообщает, что в 2013 году ПНТЗ с подачи партии "Единая Россия" будет выделять по 100 000 рублей в месяц  на решение проблем первоуральцев в каждом избирательном округе.

Инвестируя в политику, собственник завода пытается с помощью представительного органа власти повлиять на главу Первоуральского городского округа. Против мэра Юрия Переверзева развязана по сути дела война с целью добиться его отставки. Одной из причин наблюдатели считают требования мэрии к ПНТЗ выполнить принятые на себя экологические обязательства по "Железному озону". Впрочем, истинная причина атаки на мэра может быть в другом: обвиняя в плохой работе исполнительные органы власти, А.Комаров тем самым уводит внимание общественности от бедственного положения градообразующего предприятия, банкротство которого поломает судьбы очень многим людям.

Первоуральскому заводу, считают эксперты, деньги стоило бы экономить, поскольку ситуация в ближайшее время ухудшится. Как сообщили "Уралинформбюро" металлотрейдеры, на Челябинском трубопрокатном заводе скоро заработает цех № 2, который был закрыт, чтобы не дублировать продукцию, выпускаемую ПНТЗ. Решение по наращиванию выпуска бесшовных труб небольшого диаметра металлотрейдеры называют весьма сомнительным: компании лучше бы ужать расходы и переждать тяжелое время. Очередная ошибка главных акционеров может обернуться банкротством.

Банкиры, которые уже неоднократно критиковали Андрея Комарова за его управленческие провалы, не пытались до сих пор официально признать Группу ЧТПЗ несостоятельной лишь потому, что Владимир Путин заявил летом 2011 года, что он готов снять шляпу перед теми, кто делает проекты, подобные "Высоте 239": "В них будущее нашей экономики".

Смысл фразы президента становится понятным, если вспомнить, что цех по изготовлению труб большого диаметра строился на ЧТПЗ под заказы Газпрома, который объявил о строительстве газопроводов "Алтай" и "Южный поток". Проекты пришлось отложить, что сильно осложнило жизнь А.Комарову. Поскольку он поручился за пролонгацию кредитов личным состоянием, велика вероятность, что ему придется в итоге распрощаться с трубопрокатными заводами. Желающие приобрести их есть как среди банкиров, так и среди соратников В.Путина, занятых обеспечением поставок "голубого" топлива в Европу.

Ситуация может сложиться уникальной: государство, поддержавшее в трудную минуту – в том числе и деньгами налогоплательщиков – частника, может очистить от долгов современное производство труб и передать его новым собственникам. А вот старым цехам придется еще долго расплачиваться с кредиторами, теряя последнюю надежду на модернизацию и светлое будущее.

Возможно, это будет плата за то, что вчерашние театральные администраторы и продавцы пуховиков, став миллиардерами, так и не научились стратегически просчитывать свои действия и грамотно управлять финансовыми средствами. Но сами они в накладе не останутся: обаятельный А.Комаров всегда умел производить благоприятное впечатление, за что ему и доверят по окончании "спектакля" решить кое-какие административные вопросы, связанные с ликвидацией последствий шумного представления производственной пьесы. 

Андрей БЕЛЫЙ

Ранее по теме:
Трубный вой

Еще в сюжете: "Театральный" олигарх Комаров