Колбасное лицо "ИННОПРОМа"

Так "Формика" дискредитирует инновационную промышленность.

В июле 2014 года в Екатеринбурге пройдет традиционная выставка "ИННОПРОМ". Устроители (руководимая Максимом Зверковым УК "Формика") обещает участие ведущих машиностроительных компаний мира и звезд промышленного дизайна. Но это не радует российских специалистов: по их мнению, выставка проводится для чиновников, а не для предпринимателей. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", производственников не устраивает "стратегический взгляд из космоса" на проблемы отрасли, когда дизайнеры просто теряются среди продавцов колбасы и пива.

"ИННОПРОМ-2014" будет посвящен интеллектуальной промышленности. В рамках выставки пройдут круглые столы и форумы по инжинирингу и промышленному дизайну, конференция "Автоматизация в машиностроении", дискуссия о роботизации промышленности и т.д. В обсуждении профессиональных вопросов, как утверждает вице-президент "Формики" Антон Атрашкин, примут участие зубры дизайнерского искусства Карим Рашид и Крис Бэнгл. Компанию им составят специалисты из Siemens, Schneider Electric, Mitsubishi.

По словам Атрашкина, иностранцам настолько понравился профессиональный разговор на прошлогодней выставке, что некоторые из них позвонили сами и попросили обязательно пригласить их в этом году. За скобками остается вопрос – во сколько обходятся бюджету эти гости?

Члены Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей не столь радужно оценивают итоги "ИННОПРОМ-2013". Ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии Сергей Постников заявил, что круглый стол, посвященный промышленному дизайну, прошел крайне неудачно. Солировали на мероприятии представители Центра стратегических разработок "Северо-Запад" и Министерства промышленности и торговли РФ, которые непосредственно разработками не занимаются и, соответственно, смотрят на дизайнеров с "высоты птичьего полета". Преподавателям вуза слова не дали, хотя выпускники УралГАХА работают дизайнерами в ведущих автомобильных концернах мира.

Критику Постникова представители "Формики", чьи действия по организации выставок "ИННОПРОМ" за последние годы собрали горы негатива, восприняли в штыки. "Наверное, – отреагировал Атрашкин, – не дали потому, что не ожидали от вас услышать что-то новое. Если у вас есть идеи, то почему тогда промышленники заказывают дизайнерские разработки за рубежом?"

Лучше бы Атрашкин молчал. Советник генерального директора ФГУП "НПО автоматики" Андрей Мисюра тут же "умыл" москвича. По его мнению, заказывают за границей те, кто плохо информирован. О работе отечественных дизайнеров большинство судит по кухонной технике: раз в России ее не производят – значит, и дизайнеров в стране нет. На самом деле, утверждает Мисюра, ни одно изделие сегодня не выпускается без участия промышленных дизайнеров. И россиянам есть чем гордиться: например, кабина электропоезда, собираемого на заводе "Уральские локомотивы", разработана отечественными конструкторами. 

По мнению заместителя руководителя НПО "Карат" Михаила Пономарева, задача выставки – помочь специалистам найти друг друга. Если этого не происходит, то она и вовсе не нужна: о тенденциях в отрасли промышленники могут узнать из открытытх источников. 

Мальчики и девочки из "Формики" делают вид, что мыслят крупными категориями, а надо решать конкретные задачи предпринимателей: например, проблему качественного литья из латуни или титана. В России сегодня найти исполнителя практически невозможно – особенно если речь идет о малых объемах.

А вот в Италии имеются семейные предприятия, которые делают отливки быстрее и дешевле, чем даже в Китае. Происходит это потому, что бизнесмены находят друг друга и объединяются в кластеры. В России же созданием семейного бизнеса, полагает Пономарев, не занимается никто.

Директор Ural Business Mission Владимир Алексейцев убежден, что выставку необходимо трансформировать: "ИННОПРОМ" должен демонстрировать достижения конструкторов в строго определенных сегментах промышленности. Соответственно, надо привлечь даже тех малых предпринимателей, у кого нет денег на оплату выставочного места, но зато имеются перспективные наработки. Для этого необходимо составить электронный каталог всех предпринимателей, которые занимаются, к примеру, робототехникой. Малые предприятия, способные стать лицом Свердловской области, должны получать выставочные места бесплатно.

Но как раз это не на руку "Формике": компания продает места в выставочных павильонах. Какой прок москвичам от безденежных свердловчан? Гораздо выгоднее продать по 100 "квадратов" Сбербанку и СКБ-банку. А еще закатить вечеринку для бомонда в центре Екатеринбурга, расходы на которую аукнутся властям Свердловской области. 

Пока на выставке преобладают банки, производители колбасы и пива, о какой интеллектуальной промышленности может идти речь? Промышленники, ради которых "ИННОПРОМ" якобы устраивается, просто не знают, где там найти единомышленников.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное