"Двухлетний" доллар: что ждет туристический рынок?

Прогнозы экспертов.

Туристические компании России еще не оправились от апрельских потрясений, - когда доллар, подпрыгнувший в разгар раннего бронирования, обвалил спрос, - как случилась новая напасть. В начале августа рубль ринулся в пике и упал на двухлетнее дно.

Сразу за ростом доллара и евро вверх отправились цены на зарубежные туры, и без того плохо продаваемые в этом летнем сезоне. Плюс к тому в ночь на среду 15 августа произойдет еженедельный пересчет стоимости авиабилетов за границу. И кто-то из туристов забудет о чемодане на антресолях.

Эксперты рассказали "Уралинформбюро" о том, чего ждать туроператорам и авиаторам в ближайшей перспективе.

Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев:


Фото: Михаил Мальцев/facebook.com

- Подобные колебания всегда кратковременно сказываются на спросе, так как заграничные туры четко привязаны к доллару и евро. Плюс данной ситуации в том, что скачок пришелся на середину августа, когда большая часть туров уже реализована, а продажи осенне-зимнего сезона еще не стартовали.

Финансово сейчас, пожалуй, рискуют только "биржевые" туроператоры, которые имеют максимальные временные отсрочки по платежам перед своими партнерами. При сильной курсовой разнице у них может возникнуть ситуация, когда итоговая стоимость путевки окажется выше реализованного тура.

Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин:


Фото из личного архива эксперта

- Продажа туров на летний сезон осуществляется туроператорами обычно за несколько месяцев до начала периода отпусков, поэтому падение курса рубля в середине августа, скорее всего, начнет сказываться на продажах туров конца сентября. Этот месяц уже не столь критичен для отрасли, как, скажем, июль или август. Поэтому снижение не принесет какого-то драматического эффекта для рынка с точки зрения количества поездок. Хотя, безусловно, динамика ухудшится. Вместе с тем, если посмотреть с позиции финансов, то туроператоры, получив предоплаты при более высоком курсе рубля, оказались в достаточно сложном положении: часть их затрат сейчас будет расти пропорционально изменению курса, что может негативно отразиться на денежном потоке компаний и, как следствие, кредитоспособности.

Если посмотреть на 2017-й и текущий год, то мы увидим, что рост авиаперевозок постепенно замедлялся. В период чемпионата мира по футболу был некоторый всплеск, а дальше будет снова замедление темпов роста, которое сохранится, по крайней мере, до конца года. Августовский обвал рубля, скорее всего, ускорит этот процесс. Частично поддержать объемы перевозок может открытие прямых перелетов в курортные города Египта, но существенно ситуацию это не изменит.

В итоге к концу 2018 года мы увидим прирост перевозок примерно на 4-7%. Часть авиакомпаний рассчитывала, что рынок продолжит расти двузначными темпами, и в надежде на эти цифры расширяла флот. В результате на рынке стал образовываться избыток провозных емкостей. Чтобы загрузить самолеты, некоторые компании вынуждены были снижать цены на билеты.

Ухудшение финансовых показателей авиакомпаний наблюдается с 2017 года, а ухудшение рыночной конъюнктуры лишь ускорит эту тенденцию. Дальнейшее значительное ослабление рубля способно привести к неисполнению своих обязательств со стороны ряда туроператоров и авиаперевозчиков. В некоторых случаях это может привести к их уходу с рынка. Тем не менее, сначала стоит посмотреть, как будет развиваться ситуация на валютном рынке.

Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко:


Фото: Андрей Крамаренко/facebook.com

- Лето фактически уже закончилось, поэтому говорить о том, что августовский скачок валюты его испортит, нельзя. Его испортил предыдущий обвал рубля, случившийся в апреле. Он был более чувствительным для рынка - в июле мы это увидели. Произошло массовое банкротство туроператоров, которое стало следствием не оправдавшихся надежд - участники рынка формировали свои пакеты загодя и, естественно, рассчитывали на высокий спрос в летнем сезоне, который в итоге не возник.

Паниковать не стоит - хуже чем есть, уже не будет. Произошедшее падение рубля просто перенаправит пассажирские потоки – с международных линий на внутренние. И тут возникнет другая проблема - отдыхать зимой в России по большему счету негде. Будут, конечно, какие-то горнолыжные поездки, но такие путешествия любители активного отдыха устраивают чаще всего без привлечения турагентов: самостоятельно бронируют гостиницы, покупают билеты и так далее. Поэтому обвал курса рубля для туроператоров куда более неприятная новость, чем для авиакомпаний.

Перевозчикам все равно, куда и кого везти - на отдых в Египет или в Минводы. В Шарм-эль-Шейх, безусловно, лучше: и выручка больше, и маржинальность повыше, но это больше "косметические" различия.

Хотя падение спроса авиаторы, безусловно, тоже почувствуют. Если в начале года рост покупательского спроса держался на уровне 20%, в конце июня – 12%, то к концу года он, скорее всего, составит 5-6% или меньше. Но авиакомпании настолько привыкли к подобным колебаниям с 2014 года, что никто не видит в этом какой-то катастрофы. В любом случае средний годовой итог все равно останется положительным. Куда опаснее для перевозчиков ситуация с керосином, цены на который постоянно растут.

Для туроператоров ситуация с падением курса будет более тягостной. Участники туристического рынка в этом году сработали откровенно плохо – вывалили на летний сезон чересчур обильное предложение, на которое не получили такого же обильного спроса. А если летом отработано плохо, то зимой, как известно, лучше не станет. Спасти компании может Египет – туры на Красное море поддержали бы высокий спрос в зимний период, все-таки отправить миллион российских туристов в Таиланд - это не пять-шесть в Египет.

Однако "открытие" Египта этой осенью довольно призрачно - в России велико число лоббистов, заинтересованных в том, чтобы наши туристы ехали отдыхать на отечественные курорты, а не за рубеж. А в 2016 году после "открытия" Турции турпоток в Сочи, Анапу и Симферополь сразу резко поредел - примерно на 12%. Многим очевидно, что после возвращения на рынок Египта обвал на российские направления будет еще ощутимее.

Беседовала Ольга КАРПОВА

Еще в сюжете: Мы едем в далекие края