Ларечники с улицы Екатеринбурга

Ждут маркиза Карабаса.

Екатеринбург ждет "восстание тюбетеек" в оранжевых жилетах. Мэрия вознамерилась перенести плодоовощные базы на окраину города. Чем думают в ратуше, сказать сложно. Но, судя по всему, история со сквером-храмом чиновников ничему умному не научила. Только на сей раз в протестные ряды встанут не сопливые студенты и разухабистые журналисты, а связанные одним бизнесом представители Средней Азии и Закавказья, для которых овощебаза ближе и роднее, чем дом в Бишкеке или Гюмри.

Озвучившая намерение по переселению баз председатель городского комитета по товарному рынку Елена Чернышева – из "старой" команды мэрии. За девять месяцев работы новый градоначальник Александр Высокинский так и не взял в руки "метлу", а потому с лихвой пожинает результаты новелл своих-чужих подчиненных.

Первый звоночек прозвенел еще осенью 2018-го, когда только что назначенный мэр объявил "крестовый поход" против уличной торговли, оскверняющей своим видом улицы "европейского города". Тогда это заявление списали на "лакировку" в преддверии выбора места проведения ЭКСПО-2025. Но вот проиграл Екатеринбург в ноябре, да и ладно – забыли и поживем дальше в азиатчине!

Но уже в декабре Высокинский подписал новую схему размещения нестационарной торговли в Екатеринбурге. Этот документ вице-мэр Владимир Боликов и его подчиненная Елена Чернышева подготовили еще при прежней власти, когда администрацией руководил Александр Якоб. Пользуясь сумятицей переходного периода, важнейший для малого бизнеса документ приняли втайне – он не прошел через городскую думу. В результате многие предприниматели не обнаружили своих торговых точек в схеме. Тем же, кому посчастливилось остаться в деле, было предложено заключить годичный договор на торговую точку. После этого, в 2020 году, по замыслу Боликова и Чернышевой, абсолютно все оставшиеся в схеме места должны пройти розыгрыш на аукционе.


Елена Чернышева. Фото: egd.ru

Как сообщили "Уралинформбюро" предприниматели Андрей Бузилов и Вячеслав Богданов, предлагаемый бизнесменам договор содержит пункт об отказе от возможных претензий к мэрии по истечении "переходного" периода. То есть - руки за спину, лицом к стене, без разговоров!

Бизнес на "честном слове"

Важно отметить, что в екатеринбургской "нестационарке" слишком многое держится не на букве закона, а на "честном слове" чиновников. По словам Богданова, мэрия никогда не выдавала киоскерам юридически сильных документов на право занимать площадки под торговые точки.

Предприниматели всегда жили, как на пороховой бочке. Но глобального, как сейчас, ничего не происходило. Заплатили деньги по договору, стоим же, работаем, никто не трогает", - рассказал он.

Предприниматели вкладывались в бизнес и шли навстречу устным пожеланиям городских и районных властей. Убрать снег на прилегающей территории, вывезти мусор, скинуться на праздники для ветеранов – киоскеры любым способом демонстрировали свою лояльность мэрии, которая неустанно напоминала: "вы зарабатываете на нашей земле".

К чемпионату мира по футболу владельцам киосков настоятельно "рекомендовали" подогнать вид своих торговых точек под единый стандарт. Взамен обещали не трогать в течение трех лет. Бизнесмены вложили в реконструкцию от 600 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Многие были вынуждены взять кредиты. Слова развеялись, как дым. Дали им год.

Больше всего "огребут" торговцы с центральных улиц Екатеринбурга – эти магистрали власти собираются зачистить в первую очередь. По их мнению, там "нестационарка" не нужна вообще.

Особо "буйным" киоскерам Чернышева – опять же на словах – якобы пообещала, что дадут постоять еще год, "закрыв на них глаза", то есть, по сути, превратив в нелегальную торговлю.

Кстати, подобная "нелегальщина" в центре Екатеринбурга уже была! Летом 2011 года мэрия приняла постановление, согласно которому администрация Ленинского района должна была расторгнуть договоры аренды земельных участков с владельцами нестационарных объектов торговли и бытового обслуживания, размещенных на "застолбленных" под многоквартирные дома земельных участках в квартале улиц Малышева – Вайнера – Радищева – Хохрякова.

После этого нестационарный туалет на Вайнера, 42 нелегально действовал почти четыре года. А затем его хозяева сумели за бесценок выкупить 600 "квадратов" прилегающей земли на екатеринбургском Арбате. Как такое случилось, сейчас по обращению "Уралинформбюро" выясняет прокуратура.

Сегодня киоскеры-легалы единодушны – нам такие игры не нужны! Они написали обращение на "Прямую линию" президента, призвали на помощь прокуратуру и городскую думу. И тут чиновники дрогнули.

Окрик сверху

Елена Чернышева ссылается на постановление правительства Свердловской области, которое буквально обязывает муниципалитет устроить киоскерам "с вещами на выход". Однако областные власти утверждают обратное.

Конечно, компетенция муниципальной власти делать схему расположения нестационарной торговли, регулировать ее количество. Это с одной стороны. Но с другой стороны, сегодня у нас только официально более 2 360 предприятий в схеме размещения нестационарной торговли. Это - десятки, а может быть, сотни миллионов налогов, это тысячи занятых, и мы должны это тоже учитывать", - заявил на днях вице-губернатор Сергей Бидонько.

Слова о десятках миллионов рублей – не шутка. В 2018 году уличная торговля принесла в бюджет Екатеринбурга 118 миллионов рублей налогов.

Бидонько собрал у себя представителей бизнес-сообщества, регионального уполномоченного по правам предпринимателей Елену Артюх и чиновников мэрии. "Мы оговорили, что в течение месяца должны быть наработаны какие-то предложения, которые значительно смягчают решения по уменьшению в городе количества объектов нестационарной торговли", - сообщил вице-губернатор.

Депутат Госдумы РФ Андрей Альшевских шокирован ситуацией: "В то время, как президент страны, правительство, Госдума и Совет Федерации уделяют большое внимание развитию малого бизнеса, мы видим совершенно другие действия местных властей. Я отказываюсь понимать, почему это происходит. Порядок можно навести тихо, спокойно, без потери бизнеса. Мы должны понимать, что за каждым представителем малого бизнеса стоит семья из 3-5 человек".

Боликова с Чернышевой одернули и в городской думе – комиссия по экономическому развитию отказалась утвердить положение о порядке проведения торгов под "нестационарку".

Пока вопросов больше, чем ответов. Нам что, нужен второй сквер?!" - резюмировал председатель комиссии Григорий Вихарев.

Он потребовал от мэрии согласовывать с гордумой любое действие в сфере регулирования уличной торговли. К рассмотрению порядка проведения торгов комиссия вернется лишь после того, как созданная рабочая группа придет к согласованному решению.

В свою очередь депутат Александр Колесников предложил вовсе отказаться от схемы размещения "нестационарки", предоставив право работать всем желающим бизнесменам. "Я слышал, такая модель была введена в Чечне. Через 2-3 года осталось 25% реально работающих предприятий. Рынок отрегулировал себя сам", - отмечает парламентарий.


Снос ларька

В ожидании передела

Упорство муниципальных чиновников объясняется просто. "Опыт такой уже есть, на торги приходит мощный инвестор, зачастую из Москвы, выкупает все участки и сдает их все тем же "маленьким" бизнесменам, становясь очередным "дойщиком", - считает депутат гордумы Роман Ступников.

Предприниматели готовы к "уличным" столкновениям.

У многих один киоск, максимум - два. И это их хлеб. А всем за 40-50 лет. Вот, например, позвонила женщина. У нее нет мужа, зато есть ребенок-инвалид. Владеет одним киоском. Куда-то идти работать? Ей за 40, и она кроме уличной торговли ничем в жизни не занималась, - рассказывает Андрей Бузилов. - Другой пример - позвонил мне бывший военный. Два года назад приехали в Екатеринбург и купили павильон. Все деньги, какие были, вложили в этот бизнес. Квартиру снимают. Что ему делать? Говорит, что, если этого не станет, он, кроме как убивать, ничего больше не умеет".

По словам собеседника "Уралинформбюро", муниципальные власти "ставят на край людей, которые готовы сделать непоправимое для себя, потому что благополучие семьи на кону".

Но по большому счету на кон поставлен огромный стрит-ритейл. Екатеринбург – это два миллиона человек. И существенную сумму они оставляют в уличной торговле. Между прочим, это еще и "большая прачечная".

Источники агентства не исключают, что ее готова прибрать к рукам крупная финансово-промышленная группа. И тогда с полной уверенностью можно будет говорить, глядя на улицы Екатеринбурга: это все маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!

Вадим ДЫНИН, Дмитрий МИГАЛИН