Плакала "Брусника" на брегу Исети

В Екатеринбурге надо строить с умом.

Архитектурная общественность Екатеринбурга доказала, что ее рано сбрасывать со счетов при реализации градостроительной политики. 6 февраля на заседании Градсовета случился разгром концепции застройки западного берега Городского пруда, разработанной по заказу компании "Брусника". Тюменской компании наглядно показали, что она не доросла до современной ментальности мегаполиса, передает "Уралинформбюро".

Речь идет об одном из самых сложных в градостроительном плане участков Екатеринбурга: большом квартале между набережной Рабочей Молодежи, улицами Челюскинцев - Папанина - Юмашева и переулком Северным. Было бы даже лучше, если бы екатеринбуржцы проголосовали осенью за размещение там храма святой Екатерины - тюменцы бы враз отмучились и строили бы где-то на задворках, приглашая на презентации губернатора Евгения Куйвашева, который их в обиду не дает.

По словам директора "Брусники в Екатеринбурге" Сергея Антонова, застройщик приобрел права на эту территорию еще в 2015 году. Несколько лет ушло и на подготовку концепции, в разработке которой участвовало архитектурное бюро KCAP Architects&Planners с головным офисом в Роттердаме.

Что же получилось в итоге? Как заверила презентовавшая проект архитектор Мария Пидодня, целью разработчиков стала фактическая реновация территории, занятой сегодня ветхими и аварийными двухэтажками сталинской эпохи и больничным комплексом постройки конца XIX века.


В представлении застройщика так должен выглядеть берег Исети за Макаровским мостом. Визуализация: архитектурное бюро KCAP Architects&Planners

Судя по презентации, новый жилой район будет являть собой высокоплотную смешанную застройку общей площадью 35 гектаров с жилыми и общественными функциями, захватывающую берег Исети. Проживать в нем будет свыше 10 тысяч человек.

Проектом предусмотрены как невысокие таунхаусы, так и гигантские башни высотой до 49 этажей (часть высоток разместится непосредственно на берегу пруда), а также жилые дома средней высотности с офисной галереей, стрит-ритейлом и "отелем нового формата". В рамках района запланировано строительство встроенных детских садов и школы на 1100 мест со спортзалом, расположенным на крыше здания.


Судя по схеме, плотность жилых новостроек в планировочном районе будет очень высокой

Общественные и приватные пространства жилого района будут связаны зелеными аллеями, а на набережной Городского пруда появится "прогулочный променад". Улицу Бориса Ельцина при этом предполагается продлить через Макаровский мост, а берега пруда связать пешеходным мостом в районе Университета путей сообщения.

На первый взгляд, единственным (хотя и очень весомым) камнем преткновения при реализации проекта станет отселение обитателей бараков, составляющих сегодня градостроительное ядро квартала. Но, по мнению архитекторов, входящих в Градсовет Екатеринбурга, застройщика ожидают куда более серьезные проблемы, когда он попытается реализовать свою задумку.

Так, представитель УрГАХУ Сергей Санок уверен, что жильцам нового квартала негде будет разместить свои автомобили. Формально проект предполагает обустройство порядка 400 машино-мест внутри квартала, и примерно столько же "вне границ проектирования" - то есть на парковках офисных центров, пустующих в ночное время.

Но, по мнению Сергея Санок, предложенный застройщиком вариант – "дьявол, который кроется в деталях". Архитектор предположил, что парк личного автотранспорта жителей квартала может в какой-то момент составить 4900 машин. Иными словами, району в случае реализации проекта "Брусники" угрожает серьезный транспортный коллапс.


Члены Градсовета

Тревогу разделяет зампредседателя городского комитета по транспорту Сергей Яскевич. Он напомнил, что выезд на улицу Челюскинцев с улицы Папанина уже сегодня проблематичен. Чтобы избежать грядущего коллапса, следует как минимум расширить улицу Папанина до 3 полос, считает Яскевич.

Архитектор Григорий Мазаев, комментируя увиденное, не пожалел язвительных эпитетов. По его мнению, нельзя, чтобы столь уникальная территория застраивалась "примитивными типовыми кварталами".

"Такие кварталы рисовали на планах в начале XIX века, да и то под одно-двухэтажную усадебную застройку. А 49 этажей туда не влезут. Для центра города такая концепция абсолютно неприменима. Это - сплошной хаос, натыканный безо всякого смысла и порядка. К тому же транспортная схема непригодна. Если такие решения использовать, Екатеринбург никогда не станет мировым городом, останется большой деревней с 40-этажными домами", - мрачно предположил Мазаев, призвав авторов проработать детально план красных линий и расположения дорожных и инженерных коммуникаций.

Впрочем, по мнению главного градостроителя института "УралНИИпроект", идеальным вариантом в данном случае будет "закрыть" предложенную концепцию развития квартала и объявить конкурс на планировку территории.


Главный градостроитель "УралНИИпроект" Григорий Мазаев

Член Градсовета (экс-глава "старого" градостроительного совета Екатеринбурга) Михаил Вяткин попытался смягчить остроту дискуссии, предложив компромиссный вариант: убрать жилые высотки с берега пруда, оставив прибрежное пространство для объектов общественного назначения – например, для арт-галереи или нового зала Свердловской филармонии. А западный угол планировочного района, примыкающий к корпусам горбольницы №2, идеально подходит для размещения медицинских объектов, уверен Вяткин.

Однако самую острую проблему, с которой может столкнуться "Брусника" при реализации своего плана, обозначил начальник управления ЖКХ Екатеринбурга Александр Брагин. Он напомнил, что на ремонт жилых домов, расположенных в квартале и предназначенных к сносу, за последние годы потрачены десятки миллионов рублей. "Кто эти затраты жильцам компенсирует?" - поинтересовался чиновник.


Внутри планировочного района - около двух десятков таких домов. Фото: "Яндекс. Панорамы"

Точки над i в затянувшемся споре поставил вице-мэр уральской столицы по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин. Он посоветовал разработчикам концепции вписать в транспортную схему будущего района существующий проект реконструкции Макаровского моста (который предусматривает серьезную корректировку прилегающей к мосту улично-дорожной сети) и пересмотреть функционал прибрежной зоны, продумав варианты размещения там общественных пространств.


Расположенные в указанном районе заброшенные корпуса старинной больницы, которые пока не удалось занести в реестр ОКН

При этом сам проект планировки территории Бирюлин предложил поддержать. Стоит заметить, что эту идею одобрили далеко не все члены Градсовета. Например, заведующая отделом территориальной деятельности "УралНИИпроекта" Гульнара Родионова считает, что в нынешнем виде концепцию утверждать нельзя. В любом случае "брусничному" плану застройки квартала не миновать еще одного подобного обсуждения.

Евгений СУСОРОВ

Актуальное