Пандемия отправляет операторов на свалку

Сами виноваты?

Страх потерять работу и здоровье в нынешнее время отодвинул многие насущные проблемы на второй план. В том числе и мусорную реформу. А зря – еще до весны часть региональных операторов была близка к банкротству, и переживут ли они "чумное" время – большой вопрос.

Коллапс далеко, но близко

О плачевном положении ряда "мусорных" компаний стали активно говорить в конце 2019 года. В частности, Минприроды заявило об угрозе коллапса в 16 регионах страны. А заместитель гендиректора Российского экологического оператора (РЭО, куратор мусорной реформы) Алексей Макрушин тогда предупреждал, что около 10% региональных операторов (21 компания) без поддержки могут обанкротиться. Ситуация, вроде бы, начала налаживаться в начале 2020 года – новый глава РЭО Илья Гудков заявил, что таких организаций осталось всего 11. Но тут пришел коронавирус.

В апреле "Коммерсанту" стало известно, что Минприроды и куратор мусорной реформы попросили правительство РФ субсидировать региональных операторов на 30 миллиардов рублей. Якобы теперь в непростом положении находятся 17 компаний.

В министерстве "Уралинформбюро" не подтвердили данную информацию, но признали, что некоторые переживают не лучшие времена: "В ряде субъектов региональные операторы заявляют о трудностях из-за выросшего объема ТКО и количества неплатежей как со стороны населения, так и юрлиц. Минприроды России следит за ситуацией".

То, что объемы мусора выросли, факт довольно очевидный.

В частности, в Свердловской области с 30 марта по 15 апреля на полигоны было вывезено 71 308 тонн мусора. Это на 30 тысяч тонн больше, чем в новогодние праздники, когда объемы мусора традиционно растут.

Вторая беда всех операторов – нежелание россиян и бизнеса платить за вывоз отходов. В ноябре 2019 года тогдашний глава РЭО Денис Буцаев говорил, что неплатежи со стороны населения составляли от 20 до 35%, со стороны юридических лиц – 65-70%.

Регоператор Омской области в марте сообщил, что жители региона задолжали за вывоз ТКО полмиллиарда рублей. Челябинская мусорная компания в конце прошлого года жаловалась, что потребители не доплатили более 550 миллионов рублей. А оператор в Иркутской области заявил о долге в размере 700 миллионов рублей со стороны предпринимателей. И таких примеров – множество. В Кызыле (Республика Тыва) местные власти вообще ввели режим чрезвычайной ситуации после того, как оператор объявил о приостановлении своих полномочий.

При этом риск того, что долги будут расти, довольно велик, учитывая текущую экономическую ситуацию.

Есть вероятность, что часть населения увидит в недавнем решении правительства об отмене пеней за несвоевременную оплату услуг ЖКХ разрешение не платить вообще.

Спасение в увольнении

По словам депутата Госдумы, председателя комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, перспектива банкротства регоператоров действительно существует.

"Исходя из того, что некоторые операторы, заходя на рынок, сами создавали риски – не имели собственной техники, мощностей, все это уходило на субподряды. В нынешней ситуации контрагенты не собираются идти навстречу операторам", – отметил он в разговоре с "Уралинформбюро".

По мнению Бурматова, "рискованно заходили на рынок при благоволении местных властей" около 20 операторов. Они и могут столкнуться с серьезными сложностями во время пандемии, в отличии от тех, кто "в рынке".

В частности, такая ситуация сложилась на Ямале. Там регоператором стала компания "Инновационные технологии" бизнесменов Артема Бикова и Алексея Боброва. В мае просрочка перед транспортными компаниями, вывозящими отходы, может составить более 300 миллионов рублей – на что покупать бензин для машин и платить зарплату?

В апреле собираемость платежей с населения, по данным РЭО, ожидается на уровне 60% с перспективой снижения до 40% в случае продления ограничений. При этом проблема неплатежей также завязана на тарифах. "Тарифы устанавливались "от балды". Они кратно отличались от региона к региону. Мы через ФАС оспорили цифры в трети субъектов", – подчеркнул он.

На поддержку мусорных операторов из бюджета планируется потратить почти 9 миллиардов рублей. Удастся ли потушить этими деньгами начинающийся пожар – большой вопрос.

РЭО еще просит о субсидировании процентной ставки по кредитам, которые были привлечены операторами на операционную деятельность, а также о переносе сроков уплаты всех обязательных платежей мусорными компаниями на декабрь 2020 года.

Но мусорный коллапс, по словам депутата Госдумы, в России все же не наступит: "Мы предусмотрели страховочный механизм. Регион может пригласить оператора из другого субъекта, из другой зоны, он может эту работу возложить на ГУП или МУП. И объявить конкурс на нового оператора".

Владимир Бурматов не считает, что из-за сложившейся ситуации стоит как-то перекраивать мусорную реформу. Но, по его мнению, подход в регионах изменить стоит.

"Раздельный сбор мусора где? Нигде. Что сделали операторы? Где переработка, раздельный сбор, технологии замкнутого цикла, повторное использование? Они хотят тариф до небес задрать, все на полигоны везти, сверхприбыли получать, а потом чтобы эти полигоны государство рекультивировало как объект накопленного вреда, то есть прибиралось за ними. На мой взгляд, они должны показывать технологии переработки, раздельного сбора. И оценивать их нужно из тех идей, которые были заложены в реформу", – подчеркнул он.

Хотели как лучше, а получилось то же самое мусорное ведро. Из которого для одних вырастает проблема, а другим оно даст на прокорм.

Артем ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы