Неуловимое состояние Кокоты

Тайны "красного директора".

Еще Салтыков-Щедрин писал "есть легионы сорванцов, у которых на языке "государство", а в мыслях – пирог с казенной начинкой". Да о такой "начинке", как сейчас, в XIX веке и мечтать не могли!

В Кургане после новогодних каникул стал гулять слух о смене владельцев одного из ключевых предприятий города – "Курганстальмоста" и его продаже московским структурам. Для семьи Парышевых, с 90-х годов контролирующих завод, продажа не из разряда "нет, никогда".

С одной стороны, "такая корова нужна самому". Но в прошлом году налоговики предъявили заводу серьезные претензии по уходу от уплаты налогов при выполнении госконтракта на строительстве футбольной арены в Ростове-на-Дону. Парышевы кругом уверяют, что "все в порядке, все порешали".

Но если курганское УВД отказывает в возбуждении уголовного дела, это еще не значит, что преступления, а с ним и наказания, нет.

И неуютней всех в этой ситуации может быть владельцу четверти акций "Курганстальмоста" Ивану Кокоте. 75-летний Иван Иванович, наверное, хотел бы и дальше оставаться этаким современным Корейко – деньги любят тишину.


Иван Кокота в белом пиджаке. Фото Леонида Архипова / kikonline.ru

Доходная крыша

Нынешнее состояние российской казны можно определить по небывалой активности мытарей. Они звонят "физикам" и "юрикам", не заплатившим налоги за 2022 год, шлют им на работу "письма счастья" – налоги нужно взыскать любыми средствами. Идет СВО, страна оказалась зажата в тисках международных санкций. Потому от фискалов и других силовиков требуют решительных действий.

"Курганстальмосту" после тщательной проверки налоговики насчитали недоимку за минувшие годы в 144 миллиона рублей! Можно представить, какая награда ждет начальника регионального УФНС, если эти деньги будут взысканы. Но на эту сумму тогда уменьшится прибыль собственников – Парышевых и Кокоты.

Из бухгалтерской отчетности следует, что в 2019 году завод получил чистую прибыль в 106 миллионов рублей, в 2020-м – в 209 миллионов, а в 2021- м – в 313 миллионов. При этом 1,1 миллиарда (!) рублей были направлены на управленческие расходы. Что-то подсказывает – на нужды собственников.

Данных по финансово-хозяйственным результатам 2022 года в открытом доступе пока нет, но вряд ли "Курганстальмост" отработал хуже. А это значит - дивиденды Кокоты идут в гору. Если собственники предприятия не принимали решение инвестировать прибыль в его развитие (увеличение капитализации), а распределяли ее, то Кокота претендовал получить за 2019-2021 годы около 150 миллионов рублей.


Слева направо: Дмитрий Парышев, Иван Кокота, Николай Парышев. Фото: сайт Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта

Как ранее сообщало "Уралинформбюро", Кокота познакомился с ныне покойным Николаем Парышевым в 90-х, когда "Курганстальмост" был дочерней структурой советского треста "Мостостройиндустрия". О его реальном влиянии можно судить по владению 25,01% акций зауральского предприятия – это блок-пакет по ряду вопросов при голосовании.

Авторитетный профессионал, отменный лоббист – "Курганстальмост" (не без помощи Кокоты) участвовал в возведении 10 из 12 арен к футбольному первенству мира в России. Строить крыши стадионов оказалось гораздо выгоднее, чем мосты.

Ахтунг, герр Кокота!

Еще в 90-х Кокота привел в Россию немецкую компанию BAUER Maschinen GmbH. До октября 2021 года он был совладельцем ООО "Бауэр Машины Курган", которое семнадцать лет занимается в Зауралье производством буровых машин. Вместе с немцами он управляет ООО "БГ-ТУЛС-МСИ" (20%) – в 2021 году выручка компании составила 254 миллиона рублей.


Фото: kikonline.ru

К этому партнерству с немцами стоило бы присмотреться внимательнее. В 2022 году стало очевидным то, о чем раньше можно было только догадываться – российские бизнесмены перекачивали миллиарды из страны за рубеж.

На публике Иван Иванович ведет себя, как "красный директор", на котором не отразилось дыхание времени. Неброский костюм, старая иномарка, пусть и Porsche Cayenne. Ряд его прежних активов вообще переписаны на сына Александра и дочь Ольгу. А если предположить, что Кокота последние годы был заинтересован в доходности курганского завода и дальнейшем выводе своих дивидендов через Германию?

Ранее мы рассказывали, что при строительстве стадиона в Ростове-на-Дону "Курганстальмост" занимался закупкой мембраны – текстильного тента, натянутого над трибунами. В цепочке посредников тогда затерялось 626 (!) миллионов рублей, которые, по мнению налоговиков, были выведены и обналичены через десятки "транзитных" компаний и сотни физических лиц.


Фото: kurganstalmost.ru

Немецкий поставщик (тоже фирма-прокладка) получил за тент 82 миллиона рублей. А сотни миллионов рублей бюджетных средств никто до сих пор не нашел.

Дыма без огня не бывает. А может быть слух о смене владельцев "Курганстальмоста" касается "выхода в кэш" Ивана Кокоты? Почему бы и нет?

Как послесловие, еще одна "вечная" цитата Салтыкова-Щедрина - "во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства". А какая дорога обходится без моста?

Дмитрий БУЗДАЛОВ

Еще в сюжете: Скандальный мост Парышевых

Актуальное