КурганСтальСпрут в лицах

Расследование "Уралинформбюро".

В Зауралье престижно иметь "три ольги" – номер на автомобиле с тремя "О". В автопарке героев нашего расследования есть белый Lexus 570 с госномером о999оо45 (на фото). Сразу понятно – это "хозяева жизни". Местные уточнят – хозяева "Курганстальмоста" Парышевы, одна из самых зажиточных семей Курганской области.

Золотая цепочка

Когда минувшим летом в прессу просочились сведения о претензиях налоговиков к "Курганстальмосту" на сотни миллионов рублей, многие не поверили: как могли своровать на строительстве стадиона к чемпионату мира? Это там, в столицах, крадут бюджетные средства вагонами, а в Зауралье "всё украдено до нас".

Браво тогда держался и гендиректор одного из флагманов российского мостостроения Дмитрий Парышев. Он заявил прессе, что никаких проблем с налогами у "Курганстальмоста" нет, и посоветовал уточнить детали у налоговиков. Но, разумеется, налоговики хранят тайну о своей масштабной проверке деятельности предприятия за 2016–2018 годы.

В отношении ЗАО "Курганстальмост" ими были установлены неправомерно заявленные вычеты в отношении контрагентов – ООО "Транспортные решения" и ООО "ТД "ФОРУМ".

Сделки мостостроителей с "Транспортными решениями" в 2016–2018 годах составили 707,6 миллиона рублей. На эту сумму (включая НДС 107,9 миллиона) якобы была закуплена в Германии "мембрана, PES полотно" для новенькой "Ростов Арены".


Фото: kurganstalmost.ru

За мудрёным названием скрывается тент, натянутый над трибунами. Это текстильный материал из полиэфирсульфона с двухсторонним сплошным покрытием. По документам его марка FERRARI TX 30 – IV, производитель – известная французская компания Sergi Ferrari.

По официальной версии, генподрядчик строительства (АО "Крокус Интэрнэшнл") поручил закупку мембраны "Курганстальмосту", потому что тот "выполнял монтаж металлического каркаса стадиона, в том числе подконструкций крепления мембранной кровли". На сайте предприятия отмечается, что основные проектные решения "Ростов Арены" напрямую зависели от решений мембранного покрытия - "можно сказать, что ЗАО "Курганстальмост", работая над основными металлоконструкциями кровли, принимал участие в выработке и реализации технических решений будущего стадиона".

Доподлинно неизвестно, какую сумму семья Парышевых получила за 6 760 тонн изготовленных металлоконструкций. Но мы точно знаем, сколько заплатил "Крокус" за мембрану – 651,3 миллиона рублей, и еще остался должен 72,2 миллиона рублей, потому что до сих пор нет средств расплатиться с курганцами.


Генеральный директор Дмитрий Парышев. Фото: kurganstalmost.ru

Платежи растянулись на 2016–2018 годы, при этом 1 апреля 2016-го на счет "Курганстальмоста" ушло 150 миллионов рублей. А в конце апреля немецкая компания "2Construkt GmbH & CoKG" получила 100% аванс за поставку 49,5 тысячи "квадратов" мембраны и крепежей к ней в размере 81,7 миллиона рублей (1,1 миллион евро) от ООО "Титанит", после чего летом отправила восемь контейнеров продукции на судах в Санкт-Петербург. Затем на фурах их довезли в Ростов-на-Дону.

Понятно недоумение читателей – как можно купить товар в 7 раз дороже его реальной цены? Нет, это не фантастика! Нам кажется, что это – афера на 1 миллиард рублей, выявленная налоговиками.

В договоре, который заключил "Крокус Интэрнэшнл" с "Курганстальмостом", была конкретно указана немецкая компания, где надо купить мембрану. И курганцы, имеющие большой опыт внешнеторговых операций, по непонятной причине не стали заключать прямой договор, а выстроили цепочку из трёх фирм-"прокладок".

"Транспортные решения" из 707,6 отправили 685,8 миллиона рублей в московскую компанию "Бест Технолоджи". Она, в свою очередь, заключила контракт с питерским "Титанитом". Стоимость мембраны ростовского стадиона в их договоре – 119,7 миллиона рублей. Немцы, напомним, получили 81,7.

Налоговики установили, что "нарощенная" наценка (626 миллионов!!!) была выведена и обналичена через десятки "транзитных" компаний и сотни физических лиц. Большая часть юрлиц, включая "Транспортные решения" и "Бест Технолоджи", была ликвидирована до начала налоговой проверки.


Строительство "Ростов Арена". Фото пресс-службы губернатора Ростовской области

Почему "Транспортные решения" не обратились к немцам напрямую? У них не было опыта работы с иностранными поставщиками, а "Бест Технолоджи" не подписали прямой договор, потому что не обладают практикой работы с таможней. Отрабатывал за всех "Титанит", заработав 10–15 миллионов.

При этом все договоры по цепочке от "Курганстальмоста" до немцев были подготовлены специалистами курганского предприятия. Они идентичны по содержанию, меняются лишь участники и суммы.

Таким образом, Парышевы были в курсе "выхлопывания" денег. Между прочим, еще в октябре 2015 года они направили "Крокусу" коммерческое предложение о готовности поставить мембрану для стадиона за 7,3 миллиона евро!

Кто вы, Кокота?

За закупку мембраны отвечал нынешний технический директор "Курганстальмоста" Олег Моисеев. В те годы он часто мотался в Москву на встречи с руководством "Крокуса" и… АО "Мостостройиндустрия", чьим миноритарным акционером является Иван Иванович Кокота.

В своих предыдущих материалах мы уже рассказывали про этого 75-летнего "красного директора" треста "Мостостройиндустрия", чьей "дочкой" когда-то был "Курганстальмост". Еще в 90-е Кокота подружился с ныне покойным Николаем Васильевичем Парышевым.


Фото Леонида Архипова / kikonline.ru

На этом фото с открытия памятника основателю империи Парышевых выделяется пожилой человек в белом пиджаке, это и есть Кокота.

В его руках четверть пакета акций "Курганстальмоста". Вместе с Валентиной и Сергеем Парышевыми он владеет ООО "Курганстальмост – Лес" (25%).

В 90-х Кокота привел в Россию немецкую компанию BAUER Maschinen GmbH. До октября 2021 года он был совладельцем ООО "Бауэр Машины Курган", которое семнадцать лет занимается в Зауралье производством буровых машин. Вместе с немцами он управляет ООО "БГ-ТУЛС-МСИ" (20%) – в прошлом году выручка компании составила 254 миллиона рублей.


Фото: kikonline.ru

Находим мы Кокоту и в ООО "МФ "Москва-Маурер-Мост". А в некоторых компаниях он или находится в скрытом от глаз списке акционеров, или представлен детьми – сыном Александром и дочерью Ольгой. Последняя, к примеру, была совладельцем "Воронежстальмоста" и "ВУК-Сервис", входила в Совет директоров "Мостостройиндустрии" и "Воронежстальмоста", по сей день в Совете директоров "Курганстальмоста".

Кокота-старший оказывает значительное влияние на индустрию мостостроения России. Этакий "серый кардинал" федерального масштаба.

Вероятно, через него Парышевы вышли на контракт с "Крокус Интэрнэшнл", а еще ранее получили возможность выгодно поработать на возведении "Газпром-Арена" в Санкт-Петербурге. И везде гремели скандалы с расходованием сотен миллионов рублей из бюджета.


Вдова Валентина Парышева. Фото: kurganstalmost.ru

Мы раскрыли еще не все подробности "курганского спрута". Продолжение следует.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Скандальный мост Парышевых