Рубль "ушел в печать"

Что ждет россиян?

Богатый на события 2020 год заставил россиян задуматься о судьбе своих сбережений. Сейчас 45% граждан, по данным ВЦИОМ, считают, что лучше забрать деньги со вкладов (если они, конечно, есть). Годом ранее таких скептиков было всего 30%. И вполне логично, что многие в непростые времена решили вынести средства из банков.

На фоне этого Центробанк (ЦБ) накачал в них 620 миллиардов рублей – те решили занять с помощь нового механизма – аукционов месячного и годового репо. А это, по мнению ряда экспертов, означает одно – в России запустили "печатный станок".

У вас ликвидность отклеилась

Механизм был введен в мае 2020 года – в самый разгар кризиса. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина тогда указывала на увеличивающийся дисбаланс банковских активов и пассивов по срочности – рост долгосрочных кредитов при высокой доле депозитов до одного года. Но первые аукционы не состоялись. Эксперты заявляли, раз нет спроса, то банкам хватает ликвидности, население и бизнес не опустошают свои вклады.

Ситуация поменялась в октябре. Сначала ЦБ установил лимит по месячному репо в 1 триллион рублей, повысив его в десять раз (по годовому репо он был установлен на уровне 400 миллиардов рублей). А на аукционе 12 октября банки взяли 600 миллиардов рублей на 28 дней, еще 20 миллиардов – на год.

"Сделка репо – это сделка с условием возврата. Это – кредитование банков. У банка на балансе есть какие-то облигации, ОФЗ, а ему нужны реальные наличные деньги. Он идет в ЦБ, отдает ОФЗ, взамен получает рубли. Потом банк должен обратно ЦБ рубли принести, а ОФЗ свои забрать", – рассказал "Уралинформбюро" независимый финансовый консультант Виктор Немихин.

По словам эксперта, к этому способу банки прибегают, когда им не хватает денег либо если они видят надежный способ заработать. "Очень бы не хотелось, чтобы эти деньги пошли на валютный рынок, потому что это приведет к дополнительному давлению на рубль, но я думаю, что ЦБ эту ситуацию контролирует", – подчеркнул он.

В результате банки получают деньги, зарабатывают за счет маржи между ставкой РЕПО и доходностью по тем самым ОФЗ, а еще поддерживается устойчивость федерального бюджета (ЦБ не может финансировать его напрямую по закону). А дефицит казны за январь-сентябрь уже составил 1,77 триллиона рублей.

"Аукцион репо обеспечивает банковскую систему необходимой ликвидностью для приобретения ОФЗ Минфина, то есть действительно этот способ позволит банкам выкупить предлагаемый на аукционе госдолг", – отметил старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.

Все это происходит на фоне того, что экономика давно не может "использовать все деньги".

Например, исполнение бюджета по национальным проектам за девять месяцев составило лишь 55%.

Вклад забрать нельзя оставить

Можно предположить, что деньги у ЦБ могли взять именно те банки, из которых во время кризиса забрали много кэша и виднеется кассовый разрыв.

Объективных причин для того, чтобы закрыть вклады у россиян в 2020 году было предостаточно: кто-то испугался или не понял нового налога, кто-то решил использовать средства для решения проблемных вопросов или вложения их, например, в покупку квартиры по льготной ипотеке, кто-то снимал валюту ради выгодного обмена на рубли. Причин много – и нет "стопа". Ставки по вкладам слишком низки.

Но не все так однозначно. В частности, в августе россияне сняли с валютных вкладов в банках, по данным РБК, 405,2 миллиона долларов (осталось 89,2 миллиарда). А до этого физлица пополняли свои счета и депозиты в течение трех месяцев подряд. В последний месяц лета объем вкладов физлиц в рублях вырос на 23,58 миллиарда рублей (до 25,56 триллиона рублей). Но без учета счетов эскроу банки в августе зафиксировали отток рублевых сбережений.

"Некоторая тенденция к снятию рублевых вкладов была в мае-июне. По итогам августа рублевые вклады в целом по банковской системе оставались стабильны и по сравнению с концом 2019 года даже несколько подросли. Валютные же вклады главным образом сократились еще в марте-апреле, а на сегодня речь скорее идет о сезонных колебаниях", – заявил Александр Проклов.

В случае ухудшения ситуации по COVID-19 и введения карантинных мер отток может возобновиться, однако вряд ли повторит динамику весны, считает он.

"Что касается валютных вкладов, здесь однозначно отток идет, просто потому, что ставка почти нулевая, это не интересно, люди валюту забирают. И банкам особо валютные вклады не нужны, потому что эту валюту девать некуда", – подчеркивает Виктор Немихин.

Бояться не надо, но и радоваться нечему

Выдав банкам сотни миллиардов рублей в рамках нового механизма, Центробанк ожидаемо породил слухи о возможном росте инфляции и падении рубля. Но, как считают эксперты, речи об этом не идет.

"Никаких значимых изменений в инфляции ожидать, конечно, не стоит, поскольку никакого существенного вброса денег в экономику не происходит. Осуществляя заимствования, Минфин не увеличивает резко свои расходы, финансирование дефицита идет в рамках заданных параметров. Чтобы создать опасный с точки зрения инфляции денежный "навес" в экономике, необходимы намного большие и к тому же резко увеличиваемые госрасходы и госдолг", – подчеркнул Александр Проклов.

Кроме того, по его словам, на подавление инфляции сейчас работает слабый потребительский спрос, поскольку доходы населения пока так и не восстановились после весенне-летнего провала.

Что касается курса рубля, то, как заявил Виктор Немихин, его ослабление может произойти, если напечатанные деньги попадут к тем, кто может их конвертировать в валюту, но пока он этого не видит. По его словам, то, что сейчас происходит, определяется исключительно фактором международных инвесторов.

"Если мы посмотрим динамику по количеству иностранных инвесторов в российских ОФЗ, то увидим, что с середины лета они планомерно выходят. Сейчас их осталось порядка 22-23%, в пике было порядка 40%. Это говорит о том, что они продают наши ОФЗ, а на рубли покупают доллары, евро для того, чтобы вывезти. Вот откуда давление на рубль", – отметил он.

Поводов для паники, добавил эксперт, быть не должно и каких-то потрясений "а-ля 98-й год" ждать не стоит. Другое дело, что текущее состояние экономики особого оптимизма не внушает, источников роста пока тоже нет, подчеркивает Немихин.

Артем ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Рублевое пике