Палата с видом на "Пассаж"

Мэрия Екатеринбурга чужими руками вырубает сквер в центре города.

Итак, 23 марта 2012 года Общественная палата уральской столицы почувствовала свою значимость и расписалась в собственной никчемности. Контролируемый "серым кардиналом" мэрии Владимиром Тунгусовым орган кивнул "одобрямс" девелоперам Игорю Заводовскому и Константину Погребинскому на продолжение варварского уничтожения екатеринбургского "Пассажа". 

Объект культурного наследия не вызвал сожаления. К примеру, известные в городе промышленники Валерий Антониади и Леонид Шалимов (почетные жители Екатеринбурга, между прочим) были категоричны – его давно пора снести. И не стоит даже фрагментов оставлять!

Лишь два голоса сорвали единогласное голосование. "Моя совесть не позволяет поддержать снос здания. Не торговый центр должен быть лицом города", - сорвав аплодисменты зала, заявила заместитель председателя городского Союза женщин Анна Кондратова. "Это – подстава. Не может Общественная палата решать за всех жителей Екатеринбурга. А еще нужно подумать, как эксперты будут отвечать за свои решения", - поддержала её председатель общественной организации инвалидов-колясочников Елена Леонтьева.

Вот, собственно, и весь протестный электорат. А стоило ли ждать иного? Мне, как непосредственному участнику дискуссии по ситуации вокруг "Пассажа", было интересно получить оценку облеченных некоей властью екатеринбуржцев на несколько простых вопросов: нужен ли им большой сквер в центре города, хотят ли они получить транспортный коллапс в этом центре, и должны ли горожане терпеть громадную стройку в том же центре в течение нескольких лет? Обсуждать, законно ли поступают собственники "Общество Малышева,73" с общественниками смысла нет. Это, как справедливо заметил один из них, - прерогатива суда. А вот защищать интересы полутора миллионов жителей на центр города они по идее должны были.

В резолюции заседания ни про сквер, ни про коллапс, ни про стройплощадку, нет ни слова. Заводовскому-Погребинскому нужно было получить одну строчку – "считать целесообразным продолжить строительные работы". Ради всего этого и затевалась четырехчасовая "грошовая опера". Чтобы завтра положить на стол губернатору Александру Мишарину – вот, читайте, слушания провели, все нормально, надо ломать вековое здание и ставить новодел.

Писатель Юрий Казарин в прениях назвал своими именами две позиции. "Это здание Тунгусова" – про новый "Пассаж" на 60 тысяч квадратных метров. "Здесь будет капец полный" - это про транспортную перспективу на главной магистрали и площади города. "Нельзя допустить транспортного коллапса по проспекту Ленина", - вторил ему заслуженный энергетик РСФСР Юрий Родионов. Но разумные слова ушли в песок.

Общественная палата во главе с Александром Татаркиным выпорола себя в прямом радио-Интернет эфире. О каком авторитете этого органа можно говорить, если её членам безразлично, что в самом центре города выкопают котлован размером с футбольное поле глубиной метров восемнадцать? В нем можно будет две пятиэтажные "хрущобы" спрятать. А это – на секундочку – под 150 тысяч кубометров грунта! Пятнадцать тысяч камазов на его вывозе добавят Екатеринбургу и грязи, и разбитых дорог, и пробок. А потом обратно повезут стройматериалы для возведения по сути десятиэтажного здания, закопавшего четыре этажа ниже уровня земли. И не надо думать, что забор вокруг сносимого "Пассажа" останется на нынешнем месте. Он минимум на четыре года раздвинется, зажимая улицу Вайнера, Театральный и Банковский переулки.

И со сквером можно тоже попрощаться. Общественную палату не заинтересовала история о том, как "Зеленстрой" в 2009 году добровольно отказался от 3 тысяч "квадратов" зеленых насаждений в пользу Заводовского-Погребинского. Очень забавно ныне звучат слова экс-мэра Аркадия Чернецкого о том, что он требовал, чтобы "малышевцы" не уничтожали сквер. Как же вы забыли, Аркадий Михайлович, что самолично подписывали постановления о передаче половины сквера девелоперам, зная, что они разместят на нем свой торговый центр? 

Обсуждение транспортных перспектив чуть было не обернулось анекдотом. "Малышевцы" две недели подряд рассказывают о том, что в новом "Пассаже" будет бесплатная парковка на 450 машин, которая облегчит страдания автовладельцев. На вопрос, сколько мест предусмотрено в двухэтажном паркинге разработчик проекта Владимир Громада этот порядок цифр и назвал. Но на самом деле в "Пассаже" будет паркинг на … 307 машин. Об этом четко сказано в проектной документации. Каково же было удивление собравшихся, когда Громада заявил, что он не знаком с такими деталями собственного детища. Мол, я за облик отвечаю, а не за его начинку.

Анализировать облик "бань султана", которыми мэрия с Заводовским-Погребинским хотят "украсить" центр Екатеринбурга, мне не с руки. Накануне по этому поводу высказалась группа екатеринбургских архитекторов. Да и на слушаниях Громаде досталось. 

В сухом остатке – слушания прошли для проформы. Сквер мы попытаемся спасти в Уставном суде Свердловской области. Может его судьи любят Екатеринбург больше, чем члены Общественной палаты, да и закон для них – не пустой звук. С заключениями экспертиз по "раскультуриванию" здания "Пассажа", наполовину легитимными, но законными для главного идеолога реконструкции - чиновника Министерства культуры и туризма Свердловской области Юрия Курашова, тоже предстоит тщательный разбор в кабинетах власти и судебных залах.

Кстати, стоит рекомендовать губернатору освободить Феликса Бадаева от должности министра культуры за попустительство варварскому налету на "Пассаж". И одновременно назначить его на вакантное место министра строительства, ведь под началом Бадаева может начаться строительство исполинского "Пассажа". Такой масштабной стройки разрешивший ее Минкульт в своей истории еще не имел.

Ждать чудес от Общественной палаты Екатеринбурга вовсе не стоило. Игорь Заводовский накануне заявил, что ему вовсе безразлично, что власть думает по поводу "Пассажа". Он будет делать на стройплощадке, что ему заблагорассудится. И пусть хоть кто-то попробует перейти ему дорогу – засудит. 

Никто из девелоперов такого экзерсиса в отношении того же Александра Мишарина, потребовавшего провести проверку законности действий "малышевцев", ранее не позволял. Между прочим, земля, которую Заводовский-Погребинский хотят использовать под строительство, находится в муниципальной собственности. Так это мэрия позволяет хамить на общественной земле? 

Вадим ДЫНИН

 

 

Еще в сюжете: Оборона "Пассажа"

Актуальное