Дегтярск в окопе сурьмяной войны

Без перспектив к перемирию.

В Дегтярске уже третий год не утихает скандал вокруг строительства сурьмяного завода. Общественники и депутаты с пеной у рта доказывают опасность такого производства и предрекают экологическую катастрофу. В свою очередь городские и областные власти опровергают все опасения и обещают дать горожанам новые рабочие места. 

В конце прошлой недели была предпринята очередная попытка примирить враждующие стороны. В город приехала уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Изначально планировалась закрытая встреча депутатов, представителей горадминистрации и ОАО "Национальная сурьмяная компания" (НСК). Однако народные избранники, прикинув, что перевес будет не на их стороне, отказались разговаривать без общественников.

"В итоге общественников пустили, но тогда встречу покинули представители администрации и НСК. Они просто поняли, что у них ничего не получится доказать. Так что все прошло немного в другом формате: Татьяне Мерзляковой еще раз подробно рассказали, какое негативное влияние окажет завод. Она поахала, покачала головой и уехала", - рассказал представитель общественной организации "Гражданин Урала" Даниэль Марголис.

Официальная позиция уполномоченного по правам человека – быть "мостом" между властью и обществом. Однако активисты не верят в этот нейтралитет и сдаваться не намерены.

"У нас суд будет скоро, Следственный комитет ведет проверку, много всего. Пока нет ясности, нечего говорить о строительстве завода", - рубит с плеча председатель Дегтярской гордумы Рашит Андаржанов.

"Национальная сурьмяная компания" времени не теряет и продолжает строительство, официальный старт которому был дан 11 февраля 2015 года. НСК заручилась серьезной поддержкой не только городских, но и областных властей. Власти региона возлагают большие надежды на новое производство: будут созданы новые рабочие места и появится приток инвестиций в депрессивный Дегтярск с загнивающей экономикой.

Серьезность оценок чиновников подтверждает тот факт, что проект НСК был включен в список системообразующих. Об этом было объявлено 20 апреля в ходе Инвестсовета при губернаторе Свердловской области Евгении Куйвашеве. Как следует из документов, в 2014-2016 годах объем инвестиций в проект составит 1,1 миллиарда рублей. В региональном министерстве инвестиций и развития заявляют, что строительство сурьмяного завода является приоритетным – производство будет уникальным.

"Конечно, есть еще вопросы. Но надо работать в этом направлении, с населением в том числе. В Дегтярск выезжал и председатель правительства, и губернатор знает о планах. Не все так плохо, как инициативная группа говорит. Надо работать, убеждать, проводить экологические экспертизы, общественные слушания по этим вопросам. То есть, если мы с населением не будем работать, естественно, человек, который не понимает технологии, не понимает, что в результате этого будет, способен расшатать ситуацию так, что появится некое общественное отрицание этого проекта", - прокомментировал строительство завода первый вице-премьер областного правительства Алексей Орлов.

Ранее "Уралинформбюро" подробно писало о том, что активисты пугают экологической катастрофой не только жителей Дегтярска, но и екатеринбуржцев. По их словам, сурьмяной завод расположится около Волчихинского водохранилища, которое является источником питьевого водоснабжения Екатеринбурга. Кроме того, из-за ветров Академический район уральской столицы может принять на себя основной экологический удар.

Дегтярцы приводят в пример аналогичное сурьмяное производство в Киргизии, ставшего центром зоны экологического бедствия. Стоит, впрочем, учитывать технологический фактор: ОАО "Кадамжайский сурьмяной комбинат" был построен еще в 1936 году. Сейчас же разработаны новые технологии, которые повышают экологическую безопасность.

Оценивая производство в Дегтярске, не стоит забывать о рынке недвижимости. Ни для кого не секрет, что дегтярские земли - лакомый кусок для потенциальных застройщиков. Интерес они вызвали после того, как появились планы соединить суперкороткой дорогой Екатеринбург и Дегтярск. Если это произойдет, земли резко вырастут в цене. Так что, не исключено, что общественники, активно выступающие против строительства завода, действуют с подачи девелоперов.

Мэр города Игорь Бусахин теперь не так часто появляется на публике – с него требуют Генплан Дегтярска, датированный 2012 годом, который не подразумевает строительство сурьмяного завода. Градоначальник не оставляет попыток согласовать с думой новый план. Между тем в начале апреля на открытом заседании городского парламента депутаты приняли решение – подавать в суд на Бусахина. Мэр, уставший от постоянного внимания общественности, даже отказался от разговора с корреспондентом "Уралинформбюро".

Дегтярская история далеко не уникальна. Строительство новых заводов в России чаще всего приходит к столкновению двух точек зрения: либо сидеть без работы, но в "экологически чистом" городе, либо работать и поднимать экономику, но, возможно, задыхаться от вредных примесей. "Уралинформбюро" будет следить за развитием событий.

Наталья ТИМОФЕЕВА