Культурная разруха истории Екатеринбурга

Случившаяся в конце января дискуссия губернатора В.Матвиенко с Минкультом России об историческом статусе Санкт-Петербурга сорвала маски с чиновников, одним росчерком пера отдавших центры российских городов на милость девелоперов.

Градоначальница была крайне обеспокоена проблемами, снежным комом накатившими после июльского приказа Министерства регионального развития и Министерства культуры, определившего 41 город - историческое поселение. Этот статус - охранная грамота, дающая исторической среде города дополнительную защиту от варварского разрушения и стеклобетонной застройки. Северная Пальмира в список попала, а Екатеринбург нет - несмотря на обращение культурной общественности уральской столицы к премьеру В.Путину. 

А поутру они исчезли…

Эксперты утверждают, что каждый день в России сносится один памятник истории и архитектуры. Строительство бизнес-центров и элитного жилья в центральных городских кварталах не останавливает историческая память. Иваны, родства не помнящие, сносят дворянские особняки и купеческие лавки за одну рабочую смену экскаваторщика.    

Снос дома инженера Ярутина в центре Екатеринбурга стал скандалом федерального уровня. Крепкий кирпичный особняк, которому под силу на несколько веков пережить российский новодел, был стерт с лица земли за апрельскую ночь 2009 года. Ни у кого не было сомнения, кому он мешал. Андрей Гавриловский  по соседству ведет строительство очередного  екатеринбургского небоскреба, а исторический памятник встал на его пути модернизации.

"На государственном уровне сегодня сформировалось и господствует ложное убеждение, согласно которому сохранение исторического облика и развитие архитектуры российских городов вещи не только противоположные, но и несовместимые, - печально констатирует заместитель директора НПЦ по охране памятников истории и культуры Свердловской области Андрей Григорьев. - Федеральные власти оценивают статус исторического поселения исключительно как помеху и препятствие на пути намеченной  модернизации и прогресса".

Еще год назад историческими поселениями в России признавались 478 городов. На основе федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в них устанавливалось особое регулирование градостроительной деятельности. Закон был принят в 2002 году и, словно памятники, не устоял под натиском строительного лобби. Прибыль торгового молла в центре мегаполиса, несомненно, выше, чем  у такого же объекта в спальном районе. Если уж рубить окно в Европу, то исключительно на Центральной площади. При строительстве торгового центра "Европа" в Екатеринбурге у трех зданий-памятников изменили внутренний облик, а два вовсе снесли.

Градостроительная деятельность в Екатеринбурге  нарушает не только  требования российского  законодательства об объектах культурного наследия, но и европейские  конвенции об охране  архитектурного и археологического  наследия. "Действия администрации города, мягко говоря,  противоречат официально  заявленному курсу на превращение Екатеринбурга в культурную столицу Урала", - отмечает Андрей Григорьев. И цифры - лучшее подтверждение его слов: за последнее десятилетие, когда у кормила власти был Аркадий Чернецкий, мегаполис потерял 24 объекта культурного наследия. Первые лица города сменились - ломать перестанут? 

Глас вопиющего в пустыне 

Пресловутый приказ Басаргина - Авдеева поднял культурную общественность Екатеринбурга в ружье. Для именитых профессоров и знаменитых художников и режиссеров "бульдозерная" архитектура обрела высший уровень угрозы. 

В голове не укладывается, как Виктор Басаргин, выросший до глобального министерского мышления с екатеринбургской политической площадки, мог сдать уральскую столицу. Любой знающий Виктора Федоровича скажет, что улица Вайнера ему роднее, чем ее прототип - столичный Арбат. Еще недавно из окон своего кабинета Басаргин мог видеть россыпь купеческих особнячков, окружающих белодомовский квартал Екатеринбурга. 

Авторы "Письма 75-ти", обращаясь к Владимиру Путину с просьбой оставить за Екатеринбургом статус исторического поселения, надеялись на чудо. Перечень городов в охранной грамоте чиновники обещали расширить. Казалось бы, чудо близко - вот  поспешно вычеркнутый Тобольск вернули. Это, наверное, экс-губернатор Тюменской области Сергей Собянин похлопотал. А как же Екатеринбург? Кто из властных персон вступится за него?

Губернатор Мишарин и министр Басаргин общественность не поддержали. Как сообщили "Уралинформбюро" в Департаменте культурного наследия и изобразительного искусства Минкульта РФ, список удлинился в полтора раза, но Екатеринбург в него не попал.  

Если следовать циркуляру Министерства культуры, разосланному властям российских регионов, то у Екатеринбурга не было формального повода претендовать на защиту Росохранкультуры, с которой нужно согласовывать градостроительную документацию властям городов - исторических поселений. Каждый из этих городов имеет историко-культурный опорный план. Кроме того, в них сохранены не отдельные памятники истории и культуры, а исторические застройка и планировочная структура. 

"Действующие сегодня в Екатеринбурге Правила землепользования и застройки, утвержденные гордумой в 2007 году, содержат градостроительные регламенты, не согласованные с Росохранкультурой. Границы  территорий объектов культурного наследия и их зон охраны не определены и не утверждены, и,  соответственно, сведения о них не внесены в государственный Градостроительный кадастр, что противоречит требованиям федерального закона", - разводит руками Андрей Григорьев. 

В последнее десятилетие историческая сетка кварталов, сложившаяся в центре Екатеринбурга начиная с XIX века, планомерно уничтожается. Один из девелоперов во времена Чернецкого вовсе начал застраивать старообрядческое кладбище.

Для бизнесменов путинской эпохи земля не представляет исторической ценности. Для них на ней нет знаков памяти, лишь денежные знаки, в рывке за которыми их, крестящихся вслед за первыми лицами государства, не остановят даже кладбищенские кресты. Потому как нет на них  креста. 

Пассаж, какой Пассаж

Ответственный за развитие екатеринбургской торговли вице-мэр Виктор Контеев на днях сообщил, что во втором квартале 2011 года будет рассмотрена концепция "модернизации" Пассажа. Это здание вкупе с соседствующим Центральным универмагом в 2007 году купила компания "Малышева, 73". Сделка оценивалась в 1,4 миллиарда рублей. Эксперты утверждают, что Игорь Заводовский платил не столько за здания, сколько за землю. Центральная площадь Екатеринбурга, напротив памятник Ленину, сбоку мэрия. Хотя в этом вопросе городская администрация, если не откажется от философии "коллективного Чернецкого", рискует оказаться в центре. В центре скандала, который тлеет с осени 2009 года. 

Именно полтора года назад стало известно, что Пассаж потеряет свой нынешний облик. Он станет торговым монстром, рядом с которым здание мэрии будет серым неудачником. В 2010 году общественность увидела новодел в графике. Этот проект В.Контеев и И.Заводовский повезли на международную выставку "МОЛЛ", где девелопер с гордостью заявлял, что прототип нового Пассажа - здание Европарламента в Брюсселе.   

 

Оставим на будущее девелоперские прожекты. Сейчас важнее то, что нынешнему Пассажу несдобровать. Здание, построенное в 1916-1925 годах, отнесено к памятникам истории. Во времена НЭПа в нем размещалась Екатеринбургская товарная биржа. А когда началась индустриализация, Пассаж стал Управлением строительства Магнитогорского металлургического комбината. Так что это не только история уральской столицы, это - "колыбель" крупнейшего металлургического комбината России. Знают ли руководители Магнитки о том, что в летописи комбината будет стоять прочерк в графе "место рождения"?  

Депутат Свердловской облдумы Андрей Альшевских и парламентарий Екатеринбургской гордумы Максим Петлин уже предупреждали общественность - снос здания не за горами. Им вторили эксперты - Пассаж будут лишать статуса исторического памятника. И тогда - поминай как звали.

Источники "Уралинформбюро" в Министерстве культуры РФ утверждают, что их ведомство одобрило снятие статуса. И теперь соответствующий пакет документов направляется в Правительство России, где будет готовиться постановление за подписью В.Путина. Ну и какое дело премьеру до здания в Екатеринбурге? 

По букве закона снять охранный статус, а по факту - дать добро на уничтожение памятника может только федеральное правительство. Когда рушили особняки для расчистки площадки под торговый центр "Европа" (он находится напротив Пассажа), разрешительных документов вовсе не было. Застройщик прикрывался "фиговым листком" заключения столичных ученых о том, что здания не представляют исторической ценности. Вот так "каменный дом" - образец городского жилищного строительства середины XIX века" в центре Екатеринбурга перестал быть частью истории.

А из каких тогда кирпичиков строить облик крупнейшего уральского мегаполиса? И чем Екатеринбург будет отличаться от построенного в середине ХХ века Магнитогорска, если снести здания и сооружения досоветского периода? История Екатеринбурга ведь началась не при Свердлове, имя которого ему приколотили на долгие годы, а при Петре I. Кто-то готов ограничиться реверансом без малого трехвековому прошлому памятником отцам-основателям города, и бронзовый дуэт Татищева и де Геннина грозит оказаться немым укором для города, где стенобитный шар пришел на смену маятнику истории.  

Здание екатеринбургской мэрии моложе Пассажа на четверть века. Но никому в голову не придет снимать с него статус памятника. Власть умеет защищать свои крепости. А по какому праву некоторые чиновники кивают согласием на  разрушение капитального здания Пассажа площадью 6 тысяч квадратных метров?  Да, это - частная собственность компании "Малышева, 73", и можно предположить, что они покупали здание под снос. А как же история, которая принадлежит обществу? Ее нельзя приватизировать!

Екатеринбургская общественность, проводившая митинг памяти по утраченному дому Ярутина, бившая челом перед премьером в надежде на мудрость правителя, где ее место в судьбе Пассажа? Неудивительно, если уже через месяц здание будет обнесено бетонным забором, чтобы протестующие не мешали строительной технике. Но есть демократические процедуры, которыми так славен Екатеринбург, например общественные слушания. Виктор Контеев утверждает, что во втором квартале будет рассматриваться концепция нового Пассажа? Но с нынешним Пассажем, историческим зданием, пусть даже лишаемым охранного статуса, еще не все оговорено. Горожане еще не сказали своего слова в первом квартале - пусть новое руководство города даст им высказаться.  

Одна из дочерних структур "Малышева, 73" не так давно уничтожила памятник архитектуры "Усадьба Ощепкова". За этот факт вандализма в центре Екатеринбурга, разумеется, никто не ответил. Пассаж в сравнении со снесенным особнячком - как океанский лайнер рядом с рыбацким баркасом. Нападение на него пиратов-девелоперов общественность должна предотвратить. 

Эксперты утверждают, что российские города без статуса исторического поселения, конечно, легче застраивать и развивать, ведь нужно меньше согласований, но если пострадает историческая среда - ее уже не восполнить. История не прощает сиюминутных ошибок.

Дмитрий БУЗДАЛОВ

Еще в сюжете: Оборона "Пассажа"