Бутылочное горлышко Уктуса

Есть ли спасение?

Екатеринбургский Уктус с приходом осени вновь задохнулся в пробках. В утренние и вечерние часы пик жители микрорайона и соседних "окраин" вынуждены простаивать в километровых заторах на улице Щербакова. С 8 до 9 утра скорость потока на участке от троллейбусного кольца до Объездной дороги, по данным сервиса "Яндекс.Пробки", не превышает 7 километров в час. Это при хороших погодных условиях. Если случается ДТП или гололед, транспортный поток встает "намертво".


Пробки на Щербакова 5 и 14 сентября. Фото: скриншот сервиса "Яндекс.Пробки".

Резиновый микрорайон

Несмотря на очевидную транспортную проблему, Уктус продолжает активно застраиваться. Строятся "Сказы Бажова", "Навигатор", "Шишимская горка", Дом на Прониной… Например, по данным департамента архитектуры администрации Екатеринбурга, в следующем году в микрорайоне планируется ввести 18 744 квадратных метров жилья. Прибавим к этому новостройки Химмаша (ЖК "Альпы" и КД "Кристалл") и Соснового Бора - ЖК "Рощинский" и находящийся неподалеку ЖК "Светлый".


На фото - ЖК "Каменный ручей" и строящиеся "Сказы Бажова". Источник: skazy-bazhova.ru

Между тем найти работу на Уктусе, Химмаше, а уж тем более в Сосновом Бору, по мнению экспертов, большинству жителей новостроек практически невозможно. Следовательно, на улицу Щербакова, соединяющую микрорайон с центром и важными транспортными узлами, добавится поток машин.

"Примерно 30% автомобилей из данных новостроек будет выезжать из района в "час пик". Это уже проверено на многих районах города", - полагает доцент кафедры Городского строительства УГТУ-УПИ Людмила Булавина.

Однако в администрации Екатеринбурга, куда "Уралинформбюро" направляло запрос, считают, что активная застройка Уктуса и соседних с ними территорий не приведет к транспортному коллапсу.

"При подготовке документации по планировке территории ("Проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Крестинского – Академика Шварца – Белинского", утвержденный приказом министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области №166-П от 22.02.2017) были проведены натурные обследования интенсивности транспортных и пассажиропотоков. В ходе проведенных обследований сделаны выводы о наличии резерва пропускной способности улиц, разработана прогнозная транспортная модель и определены мероприятия для оптимизации существующей улично-дорожной сети и организации движения, позволяющие существенно снизить нагрузку в районе улицы Щербакова, предусмотрев дополнительные съезды-выезды с улицы Белинского и Объездной автомобильной дороги", - говорится в ответе замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам капстроительства и землепользования Алексея Белышева.

Дорожная реанимация или профанация?

Спасать Уктус от пробок власти мегаполиса собираются, увеличив ширину проезжей части Щербакова (до трех полос в каждую сторону) на отрезке от Лыжников до Димитрова, построив улицу Водоемную, а также развивая дорожную сеть соседнего Соснового Бора. В частности, в микрорайоне, по данным замначальника департамента мэрии по планировке территории и землепользования Евгения Нестерова, запланировано строительство улицы Рощинской, "модернизация" улицы Молодогвардейцев с реконструкцией моста через реку Исеть.


Фото: ЖК "На улице Щербакова" (проект), newmetreka.ru

Последние три проекта предполагается завершить, согласно генплану, до 2025 года, а сроки реконструкции улицы Щербакова, по информации вице-мэра Белышева, и вовсе не определены.

А теперь для сравнения посмотрим на другой активно застраивающийся микрорайон Екатеринбурга. Улично-дорожная сеть "Солнечного" (проект близкого к мэрии девелопера Олега Черепанова, "Форум Групп") активно развивается, а плотность застройки при этом несравнимо меньше, чем Уктуса.

Но даже если представить, что грандиозный дорожный план на Уктусе начнет реализовываться завтра, сложно представить, как на отрезке Щербакова у "Сказов Бажова" и "Каменного ручья" можно сделать шесть полос движения. Высотки почти примыкают к дороге. Мэрия подробности реконструкции магистрали не раскрывает.


Фото: skazy-bazhova.ru


Фото: скриншот с сервиса "Яндекс.Карты"

По словам заведующего кафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры УрГАХА Сергея Санка, Генпланом Екатеринбурга предусмотрен перенос улицы Щербакова чуть восточнее – практически на берег Нижне-Исетского пруда, а также дальнейшая ее трассировка до Водительского проезда. Однако при существующей застройке берега пруда высотками "Сказов Бажова" данный вариант выглядит почти мифически. Единственный вариант - строительство отдельного путепровода, но затраты в этом случае будут внушительные.

Делать по три полосы движения в каждую сторону на отрезке от Лыжников до Димитрова и сужать их до двух в районе жилых высоток "Сказов Бажова" и "Каменного ручья" - тоже утопия. Вряд ли власти Екатеринбурга пойдут на такой шаг, так как это фактически ставит крест на увеличенной пропускной способности Щербакова.

"В Генплане города также были заложены выходы на Новокольцовский тракт и на Титова с Уктуса, а также дополнительные проколы для усиления улицы Титова. Также предусмотрено создание новых транспортных решений в квадрате Щербакова – Белинского – Объездная дорога. На этом отрезке предполагалось строительство моста и расширение улиц, чтобы можно было транспорт пропускать не через существующее узенькое горлышко под железной дорогой, а дополнительно подключать направления через Объездную дорогу и далее уже выходить на реконструкцию улицы Белинского. Плюс сейчас еще рассматривается вариант по выходу с этого участка на Волгоградскую", - рассказал Сергей Санок.


Фото: сентябрьские пробки на улице Щербакова

Рассматривается и так называемое второе транспортное кольцо, которое должно связать Северный Химмаш с территорией южнее Уктуса, а далее протянуться до Академического.

"Оттуда оно пройдет на север и далее через Сортировку должно выйти на юг Уралмаша, а затем вдоль железной дороги, отделяющий Уралмаш от промышленной зоны, где расположен "Завод имени Калинина", протянуться на восток и замкнуться снова в районах Северного Химмаша чтобы снять потоки на Запад и на Восток. Это было заложено в генплане до 2025 года, этот же вариант перекочевал в актуализированную версию документа", - отмечает завкафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры УрГАХА.

Впрочем, заложенное в Генплане, по мнению экспертов, еще может быть сто раз пересмотрено.

"Когда мы закладываем в Генеральный план – все прекрасно, а когда идет реализация документа, то на 20-30% от заложенного. Единственное, что четко реализуется - это рост количества автомобилей. А все остальное отстает, поэтому проблема только нарастает", - сетует кандидат технических наук Людмила Булавина.

Бегом за трамваем

По ее мнению, даже самая масштабная реконструкция улично-дорожной сети не решит транспортную проблему Уктуса. "Во всем мире уже давно доказано, что расширение улиц привлекает еще большее число автомобилей. Следовательно, чем больше мы создаем условий для автомобиля, тем больше их будет. Во многих странах даже специально сужают проезжие части, чтобы отбить охоту у автовладельцев пользоваться автомобилем. Соответственно, проблема должна решаться комплексно, а не в одном районе. Ну, допустим, расширили Щербакова, а дальше что и куда? А дальше-то некуда! Опять мы встаем в ту же пробку, доехали до Объездной и встали в пробку. Получается тупик".


Фото: сентябрьские пробки на Щербакова

По словам Булавиной, "спасательным кругом" для Уктуса должен стать общественный транспорт. Только он избавит район от дорожной "блокады".

"Ситуация там и так весьма напряженная. Если мы добавим к нему еще потоки, и не будем предпринимать никаких мер по ограничению движения, то, естественно, ничего хорошего не будет. Какие пути решения? Как и во всем мире – отказ от пользования автомобилем, развитие общественного транспорта, выделение полос для движения общественного транспорта. Причем все эти меры должны применяться не где-то в одном месте, а комплексно. А у нас пока, к сожалению, этого нет, поэтому общественный транспорт не конкурирует с автомобильным нигде, куда не сунься. Он ненадежный", - резюмирует Булавина.


Видео: ИА "Уралинформбюро"

С ней согласен известный екатеринбургский урбанист Владимир Злоказов. Он предлагает куда более революционный способ реконструкции транспортной инфраструктуры района.

"Вместо разделительной полосы по центру можно сделать выделенные полосы для общественного транспорта и обособить их разделительными полосами от автомобильного трафика. Остановки будут платформенного типа, как сейчас у трамваев. Это существенно улучшит характеристики движения общественного транспорта – он не будет пересекаться с правыми поворотами машин, в том числе во дворы и к торговым центрам, а следовательно, будет двигаться существенно лучше", - отметил он

Также у Злоказова есть свой взгляд на реконструкцию транспортного узла "улица Белинского – переулок Базовый".

"Этот узел, который в будущем планирует строить "Малышева, 73", надо тоже очень грамотно спланировать, поскольку необходимо создать приоритет общественному транспорту по направлению к Белинского и Щербакова. Если этого не сделать, будут пробки. Если через этот "шлюз" в приоритетном порядке пропустить общественный транспорт, то он выиграет по отношению к личным автомобилям, следовательно, больше людей будет им пользоваться. Тем самым это отчасти решит транспортную проблему района", - отметил он.

Урбанист также предлагает создать еще одну транспортную ось для движения общественного транспорта – между Кольцовским трактом и Щербакова.

"У нас есть Сосновый бор, где ведется активная жилая застройка. В этом районе общественный транспорт довольно слабо развит - вдоль него ходят только небольшие автобусы. Географически он расположен так, что любой транспорт, который туда будет идти – это ответвление от основного потока по улице Щербакова. Но можно создать улицу, которая бы пересекала весь правый берег и стала бы продолжением улицы Рощинской. По ней для начала можно было бы пустить автобус, а в перспективе продлить туда трамвайную линию с Фучика. Провести ее по улице Белинского, затем вывести над переулком Базовый, далее прокинуть под железной дорогой Полевского направления, а оттуда уже повернуть на другой берег реки. Это - очень перспективное направление для развития трамвайного сообщения. В будущем эта линия может зайти в новый микрорайон, который собирается строить "Синара" – Новокольцовский. А если мыслить совсем глобально и далеко, то возможно дотянуть ее к аэропорту Кольцово", - полагает эксперт.

Ольга КАРПОВА

Актуальное