Реформа, концессия, цены: мэр Екатеринбурга разоткровенничался в трамвае

Перед журналистами.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский устроил пресс-конференцию в необычном формате – вместе с представителями СМИ проехал по городу на новом трамвае производства завода "Уралтрансмаш". Поездка ожидаемо началась с шуток: "Передавайте, пожалуйста, за проезд!" и "Какая же зарплата у этого кондуктора!" Очевидно, журналисты намекали на несостоявшееся повышение зарплаты Высокинского и членов его команды.

Парк трамваев обновят

В 2019 году муниципалитет планирует приобрести 50-60 новых вагонов, сообщает "Уралинформбюро". Высокинский склоняется к тому, чтобы закупить продукцию местного производителя.

Если мы у Уралтрансмаша не купим, им будет тяжело продать вагоны в другие города. Мы готовы поддержать отечественного производителя. Но при этом его техника должна быть конкурентоспособной.

Можно, конечно, закупить вагоны за рубежом и постоянно расходовать евро на запчасти, - продолжил мысль Высокинский. – Однако моя позиция - покупать свое. Это - наши рабочие места, налоги в наш бюджет, наш промышленный рост. Нужно помнить: чтобы сделать один трамвай, работает не только коллектив Уралтрансмаша. За ним стоит еще 40-50 предприятий. Кто-то делает стекло, кто-то двигатель… Трансмашевские вагоны на 70% состоят из деталей местных производителей".

От Западного трамвайного депо до площади Субботников делегация доехала на низкопольном трамвае, который предательски скрипел на каждом повороте. Правда, помимо двух десятков журналистов и мэра со свитой вагон был нагружен мешками с песком – тестовая загрузка.


Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга

Как отметил Александр Высокинский, муниципалитет заинтересован в приобретении именно такой модели - на "тележке" с низким полом по всей длине. Поэтому городские власти ожидают ее обкатки и доработки.

Второй вагон, который довез чиновников и прессу до Площади 1905 года, имеет повышения в передней и задней части, что не очень подходит для нужд общественного транспорта. Поэтому несмотря на высокую проработку данной модели, покупать ее муниципалитет не планирует.

В целом по Екатеринбургу нужно заменить 400 трамвайных вагонов. Но сделать это одновременно не получится – нужны большие вложения. Каждый вагон стоит порядка 20 миллионов рублей. Зато служить каждый трамвай должен до 30 лет, в отличие от автобусов, нормативный срок жизни которых не превышает 5-7 лет.

Кто оплатит реформу?

"Мы рассматриваем разные источники финансирования: бюджет, концессия… В январе-феврале пойдем к депутатам, будем решать, в какой пропорции эти вложения должны сочетаться", - рассказал Высокинский.

Он не исключил возможности повышения тарифа на проезд в общественном транспорте – за счет инвестиционной составляющей.

"Однако я противник того, чтобы сегодня мы подняли плату за проезд, а трамваи когда-нибудь потом. Мы должны сразу показать людям новые трамваи и объяснить, что такими будут все", - заявил мэр.

Чтобы снизить финансовое бремя для горожан и оптимизировать общественный транспорт, исключив дублирование маршрутов, чиновники намерены в 2019 году провести транспортную реформу. Основой новой маршрутной сети станут трамваи, троллейбусы и метро. Автобусы возьмут на себя роль вспомогательных шаттлов, курсирующих на периферии. Планируется оборудовать удобные пересадочные пункты.

Главным новшеством должен стать повременной тариф: заплатив единожды, горожанин сможет в течение полутора часов пересаживаться с одного транспортного средства на другое без дополнительной оплаты. Облегчить эту схему должно объединение всех транспортных предприятий Екатеринбурга в ЕМУП "Гортранс".

Что касается концессионного соглашения с бизнесом, то вероятного партнера пока не называют. Переговоры ведутся, параллельно идет решение юридических вопросов.

"На сегодняшний день опыт концессии есть только в Питере, но там это одна ветка, а мы хотим распространить опыт на весь город. Тут мы опять идем впереди", - похвастался Высокинский.

Транспортной реформе будет предшествовать отслеживание реальных потоков маятниковой миграции горожан в течение рабочего дня с помощью сигнала сотовых телефонов. Благодаря такому исследованию, можно будет понять, какие маршруты транспорта наиболее актуальны.


Александр Высокинский и директор "Уралтрансмаша" Владимир Городилов. Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга

Канатная дорога из Академического

Обкатка повременного тарифа будет проведена на новых ветках до Верхней Пышмы и до микрорайона Академический. Что касается последнего, помимо новых трамваев мэр обещал просчитать "экономику" проекта строительства канатной дороги до Ботаники.

И наконец, Высокинский пообещал установить в новых вагонах гнезда для зарядки мобильных телефонов, а весь город накрыть бесплатным вай-фаем. "Мы предусматриваем эту работу в рамках программы "Электронный Екатеринбург". При условии идентификации пользователя ФСБ против данного проекта не возражает", - поделился Высокинский.

Дмитрий МИГАЛИН