Караван уходит по России

Что ждет автопутешественников?

В конце мая в Ростуризме состоялось совещание, на котором был дан старт развитию мото- и автотуризма (караванинга) в РФ.

За рубежом данное направление стартовало еще 100 лет назад, и теперь приносит существенные суммы в казну. "Если перекладывать на рубли, то в Европе ежегодные доходы от караванинга составляют порядка 1,3 триллиона. Это больше, чем от всего российского туризма как такового", - сообщил "Уралинформбюро" вице-президент Межрегиональной общественной организации "Лига караванеров" Вадим Дашук.

В России "вклад" караванинга в экономику фактически равен нулю. Хотя первые шаги в этом направлении, по данным Дашука, были сделаны еще в 2006-2007 годах, когда на отечественном рынке появились автодома для путешествий немецкого концерна Hymer. Но уже в 2009-м немцы покинули непривлекательный российский рынок.


Видео: www.hymercar.com

"С тех пор, очень многое поменялось, но основная проблема осталась. Для того чтобы путешествовать по России на автомобиле, нужна инфраструктура. А она не возникает по той простой причине, что любой бизнесмен спрашивает – сколько людей ко мне будет ездить, чтобы я мог под это количество построить кемпинг или какой-то придорожный сервис? - отмечает Дашук. - А те, кто хотят ездить по стране, говорят - а куда мы поедем, если нигде нет нормальной придорожной инфраструктуры. Получается замкнутый круг".

К кемпингу предъявляются требования как к любому строительному объекту, а значит, предпринимателям необходимо получить ворох согласований и разрешений для его возведения. Плюс требуются немалые средства. Поэтому на сегодня количество мест в России с подходящей для караванеров инфраструктурой и отвечающей международным требованиям можно по пальцам пересчитать.

В московских Сокольниках, Суздале, Коломне, ряде других городов. Это, по сути, капля в море, так как машин в стране порядка 44 миллионов. В Европе, площадь которой заметно меньше России, кемпингов около 40 тысяч", - подчеркивает вице-президент МОО "Лига караванеров".

С ним согласен президент Общенациональной ассоциации автотуризма Сергей Лобарев: большая часть придорожных средств размещения в РФ довольно убогая. По данным исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, наиболее развит придорожный сервис только в Ленинградской и Калининградской областях, вдоль Золотого кольца, а также на юге России.

Вадим Дашук считает, что инфраструктурные проблемы, с которыми сталкиваются автотуристы в России, должно решать государство. За рубежом кемпинги строятся муниципалитетами, а затем передаются в управление бизнесменам.

По оценке Сергея Лобарева, руководство Ростуризма наконец-то услышало чаяния автопутешественников.

Разработана "дорожная карта" и определены ответственные за реализацию наших пожеланий и направлений в регионах и на маршрутах", - рассказал он.

Как отмечает депутат Госдумы РФ Владимир Афонский, серийное производство автодомов может дать серьезный толчок для развития караванинга в России: "Спрос на автодома у водителей России увеличивается с каждым днем. В этом мы убедились на VIII многопрофильной выставке "CARAVANEX – Автотуризм’2019". Там было представлено много новых производителей".


Фото: www.hymercar.com

Немаловажное условие для развития автотуризма – безопасность путешественников. "Многие регионы уже озаботились решением этого вопроса. К примеру, в 2018 году вступил в силу закон "Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края", - сообщил парламентарий.

Предполагается, что до 2024 года в стране будет создана сеть площадок для отдыха водителей. Данную программу разрабатывает Росавтодор.

Ольга КАРПОВА.