Заражение дистантом

Фото: pixabay

Возможно ли выбраться?

Тема дистанционного обучения обсуждалась в России задолго до коронавирусных ограничений. От слов к практике принудительно перешли во время первого локдауна.

Весной "удаленка" стала едва ли не катастрофой для учителей и школьников, когда образовательные платформы давали сбои. Во вторую вспышку коронавируса в Свердловской области не захотели весеннего "неуда" - регион стал одним из первых, где 11-классников запустили в школы.

Директор Института прогрессивного образования Анна Маркс (Москва) считает, что дистант показал неэффективность обучения: неумение учителей использовать современные программы и методы преподавания. "Многие педагоги не следуют правилам проведения онлайн-урока и отдают все на самостоятельное изучение: сначала прочитать параграф учебника, потом законспектировать его. В итоге, чтобы усвоить материал по-настоящему, школьникам приходится брать дополнительные уроки на специализированных площадках", - говорит эксперт корреспонденту "Уралинформбюро".

В Институте прогрессивного образования подсчитали, что в среднем объем заданий на самоизоляции вырос на 250%! При этом время, затраченное на их выполнение, для учащихся начальной и средней школы теперь составляет 6,5 часа, а для старшеклассников - 8 часов.

Также авторы исследования зафиксировали случаи выставления дедлайнов на выполнение "домашки": от 60 минут до нескольких часов.

"Сначала работа на дистанте была шоком, нас же к этому не готовили. Правда мы, молодые учителя, быстро освоили образовательные платформы, а возрастные - после тщательного и долгого изучения, - рассказывает преподаватель ивдельской МАОУ СОШ № 2 Дарья Скрипкина. - Сейчас многим учителям приходится по вечерам работать, отвечать на частые сообщения родителей и детей. Также мы столкнулись с тем, что у некоторых учеников нет компьютера, только телефоны. Все устали работать в этом формате, безусловно, очно проще готовить детей к экзаменам".

Зеркало учителя

По словам заместителя директора по проектно-инновационной деятельности гимназии "Корифей" Марии Калужской, дистант стал "кривым зеркалом" преподавательской деятельности: "Многие педагоги используют традиционную форму подготовки к ЕГЭ даже во время онлайн-урока: монолог в ZOOM, ученики сидят, склонив голову. В результате школьники оказались перегружены домашними заданиями, много времени проводят за компьютером. После этого родители начали нам жаловаться и просить о возвращении детей в школу".

По словам Дарьи Скрипкиной, школьникам пришлось готовить домашнее задание по предметам, которые ранее этого не предполагали: музыка, ИЗО, ОБЖ, физкультура.

"Учитель физкультуры, которая привыкла заниматься с детьми в зале и участвовать с ними в соревнованиях, долгое время возмущалась, почему же ее ученикам теперь нужно готовить реферат, кроссворды, записывать зарядку на видео из дома", - рассказывает она.


Мария Калужская. Фото: ее личная страница в Facebook

Мария Калужская признает, что "удаленка" отрицательно сказывается на образе жизни несовершеннолетнего — он мало двигается, плохо питается, не общается с друзьями.

Мы сделали выводы и понимаем, что нужно найти баланс между здоровьем и учебой. Школа, в первую очередь, социально направлена, выполняет воспитывающую роль. Никакой цифровой сервис этого не даст. У нас не стоит задачи любой ценой подготовить ребенка на 100 баллов. Мы не будем давать повышенную нагрузку на случай очередной "удаленки". Будем проводить щадящие тесты", - говорит она.

По словам одного из преподавателей первоуральской МАОУ СОШ № 32, она столкнулась с тем, что едва не потеряла отличников: "Ребенок стал получать низкие оценки на дистанционном обучении. Я проанализировала этот момент, поняла, что раньше ту информацию, что объясняла в классе, ученик легко воспринимал. Однако дома за компьютером не смог разобраться с новым материалом, родители ему не помогали, поэтому мне пришлось дополнительно заниматься с ним, чтобы вернуть в строй".

Дозированное обучение

Директор казанской гимназии СОлНЦЕ Павел Шмаков уверен, что с дистантом придется еще долго жить и применять его необходимо, но в меру. "Я не скрываю, что у меня в школе были заражения коронавирусом. После того, как нас весной всех отправили на дистант, я понял, что такой подход разрушителен. Поэтому мы используем практику сменного ухода на "удаленку". Сперва две недели одни классы учатся дома, потом - другие", - рассказал он корреспонденту "Уралинформбюро".


Фото: pixabay.com

Такой же подход хотели бы применять школы Екатеринбурга. По словам депутата гордумы, директора МАОУ СОШ № 67 Галины Арбузовой, уже обсуждается возможность распределить потоки учеников.

"Весной у 11-классников будет сочинение, и хорошо, что подготовка проходит в традиционном формате. На онлайн-занятиях зависал интернет, срывалась связь с учащимися, некоторые дети умышленно отключались. В любом случае образовательные платформы не заменят живого взаимодействия, которое есть с учителем. Нужно думать о современном оснащении школ и учеников, а не сразу всех садить в онлайн", - полагает она.

По мнению профессора НИУ ВШЭ Виктора Болотова, в важную подготовительную пору необходимо, чтобы ученики были мотивированными, иначе пропадут труды педагога. "Если говорить откровенно, то, конечно, у четверти детей качество обучения на дистанте падает. Кому-то учеба дается с трудом в силу психологических особенностей, кому-то из-за отсутствия желания учиться. В семье должна быть система поощрения будущего выпускника. Тут работает модель: ученик-учитель-платформа-родитель. Очень плохо, когда один фактор "западает", - поясняет академик.

В педагогическом сообществе открыто говорят, что весенний карантин стал толчком для пересмотра подхода к ЕГЭ и ОГЭ. "Перенос даты, дополнительные попытки сдачи тестов, а то и вовсе отмена экзаменов — это было бы удобно, например, для будущих парикмахеров или автомехаников. Система должна быть подвижной, и для этого появляется возможность", - резюмирует замдиректора гимназии "Корифей" Мария Калужская.

Важно, чтобы нынешний стресс-тест не угробил систему образования в России. Она и без того испытывала серьезные проблемы. Ковида ей только и не хватало.

Надежда ГААГ

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19