Чемезов с красным крестом

Компания Ростеха захватывает Свердловскую область.

Скорая помощь в условиях пандемии коронавируса стала роскошью, которая недоступна простым смертным. Ее ждут часами, с мольбой названивая в диспетчерскую службу – где вы?

Это звено здравоохранения и раньше было одним из самых значимых, а теперь любой вопрос работы бригад в машинах с красным крестом тем более должен рассматриваться особо тщательно. Но в Свердловской области житейской логике противоречит коммерческая целесообразность.

Бизнес с человеческим лицом

Нижний Тагил, который любят называть Путинградом из-за особого внимания президента РФ, готов к главному для себя вопросу на пресс-конференции Путина 17 декабря – зачем убивают скорую помощь?

После внедрения аутсорсинга в автопарке екатеринбургской скорой (СМП) настала очередь городов региона меньшего калибра – Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Первоуральска.

В частности, в октябре 157 сотрудников автотранспортного предприятия и ремонтной базы СМП Нижнего Тагила (водители, регистраторы, механики, слесари, фельдшеры предрейсового осмотра и другие) получили уведомления о сокращении.

По словам водителя Михаила Смольникова, их уже пытались отдать частной организации: "В 2019 году "РТ - Скорая помощь", которая теперь именуется "РТ-Социальная сфера", заинтересовалась нашим городом. Наш коллектив собрали, чтобы обсудить вероятную передачу автопарка, однако мы заявили, что не собираемся работать с этой компанией. В итоге тогда отделались легким испугом".


Фото: скрин с видео "Скорая помощь против аутсорсинга. Нижний Тагил"

РТ – это Ростех под управлением Сергея Чемезова. Одно из градообразующих предприятий Нижнего Тагила – Уралвагонзавод – тоже "Ростех". В 2012 году его рабочие готовы были на танках ехать в Москву, чтобы спасти Путина от "офисных хомячков" Навального. Теперь к ним едет скорая помощь с конкретной коммерческой выгодой.

Сегодня госкорпорация Ростех - это не только танки и вертолеты, но и крупный игрок в здравоохранении. Вакцины, аппараты искусственной вентиляции легких, которые собираются из китайских комплектующих, – это тоже от Чемезова.

Изучение структуры собственности ООО "РТ-Социальная сфера" выявляет, что компания, зарегистрированная в подмосковных Мытищах, через АО "НПК Техмаш" лишь на треть относится к Ростеху. Большая часть долей находится в руках физических лиц.

Представители госкорпорации ранее заявляли, что участие в такого рода проекте позволит обеспечить сбыт производимой концерном медтехники. Но получается, что лейбл "РТ" нужен частной компании для преодоления любых преград. Им просто нужно подмять под себя рынок. Нынешний персонал скорой помощи для них – мелкие людишки.


Фото: сайт Ростеха

"Опасения персонала связаны с тем, что мы можем потерять все, что сейчас дает минздрав Свердловской области. У нас зарплата в 32 тысячи рублей, премии, ковидные выплаты, отпуск в 32-36 дней. А потом половины из этого не будет. Во многих регионах водителям скорых на аутсорсинге приходилось добиваться выплат через прокуратуру. Знаю от коллег из Самары о ряде проблем, связанных с содержанием машин. Например, давали 60 литров бензина на сутки, а этого мало в условиях пандемии. Бригаде приходилось ждать до 5 часов, чтобы лимит пополнился, и они могли поехать", - рассказал "Уралинформбюро" Михаил Смольников.

Разумеется, автопарк российской скорой помощи нуждается в модернизации. Но давайте взглянем на Свердловскую область. По словам эксперта государственно-частного партнерства в здравоохранении Татьяны Валуевой, на текущий момент в Нижнем Тагиле 6 автомобилей 2015 года выпуска, 9 - 2016-го , 9 - 2017-го, 6 - 2018-го, еще 3 - 2019-го и 3 - 2020-го.

"Аутсорсинг должен быть финансово обоснованным. В Нижнем Тагиле — автомобили свежие. В большинстве регионов передача была обусловлена изношенным автопарком, старше 5-6 лет. Тогда появился легендарный Фридман с компанией "Феникс-Логистика" (заведует пятью подстанциями в Екатеринбурге - прим. ред.), затем Ковалев с ООО "Эффективная система здравоохранения", за время работы с которой в ряде регионов расторгли контракты", - пояснила Валуева.

"Эффективная система здравоохранения" - компания из Санкт-Петербурга, по информации СМИ, принадлежащая сыну топ-менеджера "Газпром нефти" Владиславу Барышникову. Она была аутсорсером екатеринбургской ССМП до 2020 года. Вместе с ним прибыльным бизнесом занимаются Илья Ковалев и Натан Винер, которого называют сыном "гимнастической мамы" Ирины Винер. Двое последних – совладельцы АНО "Агентство инвестиций в социальную сферу". А главой Наблюдательного совета АИСС является Сергей Чемезов. Владелицей 40% долей "РТ – Социальная сфера" является Старшинова Светлана Владимировна, которая подозрительно похожа на Ковалеву Светлану Владимировну.

Собственно, круг заинтересованных лиц замкнулся.

Маневры с прибылью

В 2020 году "РТ – Социальная сфера" озадачилась получением лицензии на оказание медицинских услуг. К настоящему времени лицензия действует в Новокузнецке, Самаре и Первоуральске. Ларчик открывается просто – таким образом компания избавляется от конкурентов на закупочных процедурах.

Эксперты подчеркивают - услуга по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад не может подлежать лицензированию в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". А в том же Новокузнецке "РТ – Социальная сфера" оказывает услуги "по доставке бригад скорой медицинской помощи к месту вызова, медицинской эвакуации больных и пострадавших в медицинские учреждения". На конкурс в Кузбассе, признанный не состоявшимся в феврале 2020 года, компания заявилась в гордом одиночестве. С ней в итоге был заключен 5-летний контракт по цене 878 миллионов рублей.


Фото: сайт Ростеха

"Дело в том, что только у "РТ - Социальная сфера" есть лицензия на осуществление медицинской деятельности. Если обратиться к мировому опыту аутсорсинга, то там идет именно вторичная функция. А в Нижнем Тагиле — заказчики передают основную функцию. Этого в природе быть не может", - отмечает Татьяна Валуева.

"Я, как тагильчанин, прекрасно понимаю, что на скорой работают опытные мужики, которые знают, как и где проехать, чтобы добраться на вызов как можно быстрее. Если за руль посадят неопытных водителей, которые не знают город, время подъезда на адрес затянется. Поэтому жду ответа на два вопроса: кто будет нести ответственность в случае ЧС и какие гарантии перед водителями, которые сейчас работают?" - комментирует ситуацию депутат Госдумы РФ по Нижнетагильскому округу Алексей Балыбердин.

Председатель комитета по социальной политике Заксобрания Свердловской области Вячеслав Погудин также высказывает готовность защищать права тагильских работников скорой. "Я считаю, что мое предназначение - отстаивать интересы сотрудников, у которых особый характер работы. Я очень трепетно отношусь к тому, чтобы изменения пошли на пользу, чтобы условия были комфортными, никак не ухудшились: и по уровню заработной платы, и по оснащенности, и по состоянию машин", - заявил он "Уралинформбюро".

Конкурс на трехлетнее транспортное обеспечение скорой помощи в Нижнем Тагиле на сумму 641 миллион рублей признан несостоявшимся - заявился один участник "РТ – Социальная сфера". Теперь с ним по новокузнецкому сценарию планируется заключить контракт. Если, конечно, конкуренты не сумеют оспорить эту неконкурентную процедуру в ФАС.

Совсем недавно Минздрав Свердловской области также в единственном числе допустил эту "ростеховскую дочку" на аукцион по закупке 34 машин скорой помощи. Они обошлись бюджету в 118 миллионов рублей. За что так любят корпорацию Чемезова на Среднем Урале?

Мирослава СЕВЕРНАЯ

Еще в сюжете: Скорая на аутсорсинге

Актуальное