Полюбите пешехода!

Он стал беззащитен.

Пешеходы на улицах российских городов с каждым годом оказываются во все более незавидном положении. Бесконечные курьеры на велосипедах, лихачи на авто, самокатчики и чиновники фактически лишают людей "на своих двоих" права на безопасное передвижение.

Жизнь на перекрестке

В августе Свердловскую область потрясло ДТП в Каменске-Уральском, жертвами которого стали восьмилетняя девочка и ее бабушка, переходившие улицу на нерегулируемом перекрестке. Региональное УГИБДД заявило, что неоднократно просило местную администрацию установить там светофор, но чиновники лишь разводили руками – денег нет.

И подобных потенциально опасных мест в Свердловской области более чем достаточно. Как сообщили "Уралинформбюро" в дорожной полиции, за 2020 год и текущий период 2021-го было выдано 3 755 (!) предписаний владельцам дорог на устранение недостатков состояния пешеходных переходов. В числе основных проблем – отсутствие горизонтальной дорожной разметки, знаков, освещения. От властей потребовали организовать светофорное регулирование на восьми перекрестках. Пока обустроено только четыре объекта, по остальным (два в Екатеринбурге и два в Каменске-Уральском) решения до сих пор нет.

Значительная часть нерегулируемых пешеходников, как говорят в УГИБДД, на дорогах регионального значения, владельцем которых является ГКУ "Управление автомобильных дорог". В результате прошлогодней комплексной проверки оформлено 62 административных дела по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ и 365 предписаний об устранении выявленных нарушений. "Большая часть принятых мер административного воздействия в настоящее время обжалуется собственником дорог в судебном порядке", – добавили в ведомстве.

Как считает общественник Дмитрий Калинин, произошедшее в Каменске-Уральском (там также было начато расследование по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ) можно квалифицировать как халатность, "вызванную равнодушием, непрофессионализмом, отсталостью мышления и безразличием к судьбам живых людей". При этом, по его словам, в Екатеринбурге предостаточно потенциально опасных точек. "У нас их сотни – где-то нужен светофор, а где-то нужно просто делать приподнятные переходы и хорошую подсветку", – отмечает он.

Урбанист Владимир Злоказов также не видит оправдания чиновникам. По его словам, если нет денег на светофор, можно сделать, например, островок безопасности.

Но у нас как? Денег нет, но вы держитесь. Раз денег нет, то ничего делать не будем, и не будем даже думать, что можно сделать. Это – частый настрой чиновников", – подчеркнул эксперт.

Опасностей все больше

В этом году только ленивый не обхаял пользователей электросамокатов и велосипедов. И если стремление курьеров различных служб доставки мчаться быстрее можно еще как-то понять (время – деньги), то лихачество обладателей средств индивидуальной мобильности (СИМ) бесит абсолютно всех.

По словам Злоказова, в Екатеринбурге право пешеходов на безопасное передвижение нарушается уже давно. "Это явно не является приоритетом, у нас есть много мест, даже не в отдаленных районах, где нет тротуаров", – подчеркнул он.

Осенью большинство самокатчиков и велосипедистов готовится уйти в "спячку". Это шанс для чиновников подумать, как не допустить коллапса на тротуарах в будущем. Ведь в следующем сезоне тренд на увеличение количества СИМ сохранится.

Существующие тротуары и дорожная сеть не справляются с возросшей нагрузкой, особенно, если взглянуть на массовую застройку в новых районах Екатеринбурга", – говорит Дмитрий Калинин.

Общественник считает, что пешеход сейчас находит в проигрышном положении: "Велодорожки появились как фикция – они не отделены от пешеходной части почти нигде, в результате некоторые нерадивые велосипедисты и электросамокатчики гоняют среди людей на тротуарах. Пешеход стал угнетенным классом, особенно, если он физически немощен".

Дорожные полицейские пытаются вести борьбу со стремительными "преступниками". Только с начала года в Свердловской области, по данным регионального УГИБДД, к административной ответственности привлечено 2 119 велосипедистов и 9 512 пользователей средств индивидуальной мобильности. Но уследить за каждым невозможно.

По мнению Калинина, властям нужно предпринять сразу несколько шагов, в частности, запретить езду на арендных самокатах на тротуарах быстрее 10 километров в час, а еще установить камеры на перекрестках для штрафов за превышение скорости и выезд за "стоп-линию" (тех же курьеров можно отследить по номерам на их фирменных сумках).

При этом, чтобы образумить владельцев СИМ, не нужно ничего выдумывать, достаточно просто посмотреть на другие страны. Практически повсеместно в развитых государствах установлены ограничения на скорость передвижения, массу и мощность, кроме того, определены требования к водителям и местам стоянки.

Очевидно, что узкие улочки и тротуары российских городов будут продолжать бухнуть от автомобилей и разнообразных средств индивидуальной мобильности. И если не заставить всех, кто несет опасность, ездить по четким правилам, пешеходов придется заносить в "Красную книгу".

Артём ПЕТРОВ