"Высшая мера наказания, расстрел": новый закон о такси возмутил игроков рынка

Отрасль к новым требованиям не готова.

Жизнь таксистов в России серьезно изменится с 1 сентября 2023 года, когда вступит в силу федеральный закон, вводящий множество новых требований к игрокам рынка. Более 700 представителей сферы коммерческих перевозок собрались в Екатеринбурге на юбилейной конференции "Современное такси", главной темой которой стали грядущие изменения, передает "Уралинформбюро".

"Давайте менять закон"

Законом вводятся понятные и логичные термины, вроде "легковое такси" или "региональный реестр перевозчиков легковых такси", требования к состоянию машин и проверке водителей, введение ответственности для таксопарков за нарушения водителей. Последний пункт представители бизнеса считают слишком жестким.

Генеральный директор такси "Максим" Максим Шушарин объяснил, что "за несколько дней до рассмотрения закона в окончательном чтении была введена норма о блокировке интернет-ресурса агрегатора за единичный факт передачи заказа нелегалу". Такая норма предполагает, что у компании перестают работать и сайт, и приложение.

"Мы ранее исполнили все требования законодательства, перенесли все серверные мощности на территорию РФ. Если у нас за единичный факт произойдет такая блокировка – нас не останется. Согласно исследованиям, если приложение не работает 20 дней, у клиентов возникает необратимая нелояльность. Имеет ли право такая норма присутствовать в законе, если мы говорим о развитии рынка такси? Это высшая мера наказания, расстрел", – возмутился Шушарин.

Отдуваться в основном пришлось главному представителю законотворческой элиты на конференции – первому зампреду комитета Госдумы по контролю Дмитрию Гусеву. Уже на этом вопросе он заявил о необходимости пересматривать принятый закон.

Любой закон затрагивает интересы разных групп людей. В данном случае и агрегаторов, и таксистов, и потребителей. Если кто-то подсуетился и внес в законопроект в последний момент норму, выгодную только одной стороне, надо приходить и говорить: "Давайте менять закон", – заявил Гусев.

Депутат пообещал выступить связующим звеном между гласом таксистов и Государственной думой.

Также агрегаторов такси беспокоит вопрос работы с самозанятыми. Если требование частично нести за них ответственность понятно, то вот нужно ли защищать их социальными гарантиями, если это не их основная работа?

"Должна ли быть возложена на платформу социальная ответственность, если человек большую часть деятельности ведет по трудовому кодексу, а подрабатывает как самозанятый. Не будет ли это задвоением самой социальной гарантии", – спросил руководитель одного из автопарков Сергей Кныш.

По мнению Гусева, обеспечивать россиян соцгарантиями важно. "У нас вся проблема взаимоотношений с платформами в том, что люди платят 4% или 6% (налога с зарплаты. – Прим. ред.), и не имеют ни отпуска, ни пенсий, ничего", – посетовал он. Но эту проблему в Госдуме намерены решать еще одним законопроектом, который носит рабочее название "О платформенной занятости". Он будет регулировать работу не только агрегаторов такси, но и других цифровых платформ – маркетплейсов, приложений по доставке и так далее. Подробнее о нем читайте здесь.

Еще одно важное требование, который вводит закон – обязательные медобследования для водителей перед выходом на смену. Представитель одного из провинциальных перевозчиков посетовал, что для него это невыполнимое требование – в его городе есть лишь один медик, выполняющий такую работу, а на рейсы ежедневно выходит по 700 водителей.

После этой жалобы Гусев предложил действовать глобальнее – создать межфракционную рабочую группу в Госдуме, основной задачей которой станет оперативная реакция на сложности, возникающие при реализации закона о такси.

"Давайте попросим регуляторов на первом этапе лояльно относиться к нарушениям. Иначе мы дойдем до того, что люди просто встанут на уши, и закончим забастовками таксистов", – предостерег депутат Госдумы.

Куда денутся частники?

Споры между таксопарками и властью прервал обладатель звания Лучший водитель такси в Свердловской области 2021 и 2022 года Дмитрий Бучельников. Он считает, что в дискуссиях обе стороны забывают о тех, кто выполняет основную работу – возит людей.

"Такси, по словам ваших московских пассажиров, дорожает, – обратился он к Гусеву. – Я бы в корне не согласился. Я работаю в тарифе "Комфорт" и самая дешевая поездка у меня – 109 рублей. В нее входит 4 километра пути и 5 минут поездки. Если вы садитесь втроем-вчетвером, это дешевле общественного транспорта. При этом машины дешевле двух миллионов сейчас не купить, обслуживание подорожало в три раза. Все это падает на плечи водителей".

При этом работа в сфере коммерческих перевозок рискует стать еще более дорогой. На этапе обсуждения сейчас находятся инициативы об обязательстве использования машин с определенным уровнем локализации, а также о введении еще одного типа страхования для таксистов. В такой ситуации Бучельников предлагает подумать о повышении престижа этой профессии.

"Я четвертый год работаю в такси, это моя постоянная работа. Почему со стороны властей не делается ничего для повышения авторитета профессии? Для продвижения, для улучшения репутации водителей? Может, стоит рассмотреть вариант с награждением особо отличившихся водителей? У нас много историй из жизни водителей такси, которые достойны внимания и государственных наград", – предложил он.


Дмитрий Бучельников

По мнению представителя Госдумы, в этом по большей части виноваты сами водители.

"80% людей, которые работают в такси, это частники. Почему они туда идут? Это простой способ заработать. И, конечно, здесь нет никакой стандартизации отрасли. Я вспоминаю Токио, там каждый таксист в униформе: пиджак, галстук, фуражка и белые перчатки. Или вспомним советский фильм "Три тополя на Плющихе": главный герой был в форменной кожаной куртке и фуражке. А не в майке и не в трико", – рассуждает Гусев.

Он подчеркнул, что имеет в виду не только внешний вид, но и стандарты работы – много ли таксистов стремятся быть вежливыми, помочь с багажом и так далее.

"Я с вами согласен и по поводу повышения качества работы водителей такси, и по поводу формы. Но вопрос к вашему примеру из фильма "Три тополя на Плющихе": водитель там за 79 рублей выполнял заявки? И при этом был в костюме и помогал с багажом?" – парировал Бучельников под одобрительные аплодисменты участников конференции.

Также он обозначил еще одну важную проблему – те 80% частников, о которых говорил Гусев, подрабатывают на своих личных автомобилях. "Закон, который вступит в силу с 1 сентября, вводит реестр легковых автомобилей такси. В нем четко написаны требования к автомобилям. Частники не подойдут под них – их машины не оборудованы шашечками, оранжевым фонарем. Куда они все денутся?" – задал вопрос Бучельников.

Немного снизить накал попытался и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин. Он напомнил, что это далеко не первый сложный законопроект, который принимается в России.

"Приведу в пример 2017 год, когда ввели ФЗ №220, который регулирует ваших коллег, перевозчиков на общественном транспорте. И была похожая ситуация с множеством непонятных вопросов. Но после 5 лет мы не только сохранили этот рынок, но и стали его развивать. Мы создали собственную информационную платформу, все наши межмуниципальные автобусы теперь работают в режиме онлайн и нет никаких сбоев. Мы также собирались с перевозчиками и обсуждали, было много вопросов и неопределенности. Я уверен, мы найдем компромиссные решения в реализации этого федерального закона. Мы это уже проходили", – подытожил Брусянин.

Олег ЕСАУЛКОВ

Актуальное