Екатеринбург в торговом положении

Чиновники не смогут "родить" за 9 месяцев.

Администрацию Екатеринбурга под занавес 2019 года показательно "нагнули". Правильнее сказать – она сама подставилась. Городским чиновникам необходимо было за 9 месяцев, не позднее Нового года, принять Положение об условиях размещения нестационарных торговых объектов. И на его основании заключить трехлетние договоры с владельцами киосков, ларьков и павильонов.

Трудно сказать, о чем минувшие месяцы думал "торговый" блок мэрии во главе с вице-мэром Владимиром Боликовым. Но столь важный документ – только официально разрешенных НТО в мегаполисе почти две с половиной тысячи – лишь сейчас проходит оценку регулирующего воздействия. В рамках этой процедуры любой желающий может подать свои предложения и замечания к проекту. Затем Положение должны обсуждать депутаты гордумы. И есть ощущение, что они в 2019 году его не примут, а значит и мэр не подпишет.

Таким образом, сотни предпринимателей Екатеринбурга начнут 2020-й в раздумьях - смогут ли они вообще подписать договор о размещении своих торговых точек и на каких условиях? Все эти детали "зашиты" как раз в Положении, ожидавшемся до Нового года.

Почему затянулись "роды" и что в результате получит мегаполис? Об этом глава "Уралинформбюро" побеседовал с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области Еленой Артюх.

- Елена Николаевна, мы вместе с Вами принимали участие во встрече чиновников администрации Екатеринбурга с "торговыми" предпринимателями 19 ноября. Она была организована по Вашей инициативе. И я в зале отчетливо видел, как болезненно реагируют владельцы НТО на ситуацию с заключением договоров.

- Я могу исходить из жалоб и предложений, которые ко мне поступают, плюс к тому мы в конце октября встречались с предпринимателями Екатеринбурга по проблематике размещения НТО. Они не очень понимают, что происходит, как им действовать, чтобы, работая добросовестно, остаться на рынке, как будет организована работа по заключению договоров, какова вообще судьба нестационарной торговли в Екатеринбурге в 2020-2022 годах и далее.

При этом кто-то не понимает и не настроен на поиск информации, чтобы разобраться. А кто-то из них проявляет инициативу, приходит с вопросами в мэрию, но не получает информацию, или она противоречива.

Четкой и прозрачной позиции по НТО не хватало весь 2019 год и даже с конца 2018 года – с момента подготовки Схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2019 год. Еще тогда мэрии Екатеринбурга надо было собрать людей и все им объяснить, чтобы сегодня они не стояли у черты непонимания.

Да, в первой половине этого года проходили встречи с предпринимателями, но тогда обсуждалась Концепция размещения НТО. И она предполагала, что на значительной части Екатеринбурга нестационарной торговли не будет. Поэтому собирайтесь, предприниматели, и куда-то уходите. А куда им уходить? В стационарные объекты в центральной части города или за ее пределы. Это не могло устроить значительное число предпринимателей. Отсюда серьезные волнения в их среде в июне.

Выскажу предположение, что проблема может быть обусловлена неполным осознанием властей на тот момент, что и как в этой сфере хочется устроить в Екатеринбурге. Ведь большинство муниципалитетов Свердловской области имели принятые аналогичные документы уже к концу лета!

- То есть в Екатеринбурге дотянули до последнего и теперь все делается в "пожарном порядке". А насколько проработан проект Положения? Вы, если не ошибаюсь, высказывали критические замечания к нему на встрече 19 ноября.

- 19 ноября критиковать было еще нечего – проект Положения был отправлен на ОРВ 21 ноября. Сейчас предприниматели Екатеринбурга оказались в ситуации, когда заканчивается срок подачи ими заявлений на заключение договора без торгов. А в Положении должны быть отражены требования к внешнему виду их нестационарных торговых объектов, исчерпывающий перечень документов прилагаемый к заявлению, основания для отказа в заключении договора, порядок расторжения договора и размер платы в бюджет.

Например, в проекте Положения есть такой пункт – внешний вид НТО должен соответствовать архитектурному облику сложившейся застройки МО Екатеринбург, вписываться в городскую среду. На мой взгляд, он слишком не конкретен, порождает значительную широту усмотрения при принятии решений чиновниками, и в такой редакции не должен пройти антикоррупционную экспертизу. Я надеюсь, что прокурор Екатеринбурга тоже смотрит этот документ.

Но это еще не все. Последнее предложение этого пункта гласит - требование к внешнему виду НТО устанавливается правовым актом администрации Екатеринбурга. Каким, когда он будет принят и какие там будут требования? Предприниматель сегодня должен подать заявление на заключение договора. А если потом возникнут такие требования, которые финансово ему не потянуть?

В проекте Положения содержится восемь оснований для отказа в заключении договора. Со многими из них я не согласна. На мой взгляд, у администрации города было достаточно времени, чтобы подготовить качественный документ.

- Мне лично ответственные чиновники мэрии говорили, что ситуация в системе торговли Екатеринбурга за последние годы сложилась непростая…

- В Екатеринбурге использовались 5 разных типов оформления отношений между администрацией и предпринимателями. Договоры бессрочные, договоры до конкретной даты, которая или закончилась или вот-вот закончится, длительные договоры (предприниматели говорили, что даже на 49 лет договоры есть). Есть и такая форма, как обмен письмами с мэрией: можно я тут с киоском встану? – да, пожалуйста, вставайте (некоторые из таких объектов есть в схеме НТО, а некоторых нет). А есть и, вообще, стоящие годами вне схемы НТО. По некоторым сведениям, последних на начало 2019 года было около тысячи! Предстоящий трехлетний период как раз нужен для выравнивания условий в сфере нестационарной торговли.

Почему я настаивала на том, чтобы до предпринимателей донесли планы будущего НТО? Чтобы каждый из них для себя принял решение. Я лично согласна с позицией главы Екатеринбурга, что есть такие места, где НТО объективно не должно быть. Но при этом их сокращение в центральной части должно быть компенсировано местами в других районах города.

Предприниматели, попавшие в зону существенного сокращения числа НТО, возможно, согласятся на компенсационное место. А кто-то уйдет в стационарный объект, кто-то может переформатирует свой бизнес. Например, вместо киоска сядет в трейлер и будет приезжать торговать в центр в дневное время. Все эти вопросы можно решить за три года переходного периода при четком понимании плана городской администрации по НТО.

- Сейчас идет процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ). В чем ее суть?

- В соответствии с федеральным и региональным законодательством, все предложения, направляемые участниками ОРВ, обязательно должны быть рассмотрены в мэрии. Любой человек, скажем ИП Петров, пишет свое заключение и отправляет почтой или размещает в электронном виде на сайте городской администрации. Каждое включается в сводку предложений. Непринятые должны быть аргументированы. Конечно, нельзя требовать абсолютного учета каждого предложения.

Следующий этап - проведение согласительного совещания. Это - очная встреча с участниками, чьи предложения не были приняты. Там могут найтись какие–то компромиссные варианты.

В данном случае есть еще один фильтр – городская Дума. Она может сравнить предлагаемый администрацией города документ со сводкой предложений. И внести свои коррективы. А затем принять итоговое Положение на заседании.

- То есть ОРВ – это сегодня действенный механизм воздействия?

- Процедура ОРВ – это инструмент повышения качества нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Конечно, хотелось бы, чтобы в обсуждении принимали участие эксперты, которые практикуют в этой сфере, имеющие предпринимательский опыт. ОРВ нужно, чтобы не проскакивали законопроекты, которые ограничивают, обременяют, возлагают дополнительные необоснованные требования на бизнес.

Например, в Нижнем Тагиле нет такой острой ситуации, как в Екатеринбурге. Нет массовых жалоб. В городе около 400 объектов НТО. Аналогичный документ там принимался в мае. К сожалению, предприниматели на него должным образом вовремя не отреагировали, хотя он был в публичном доступе. Было всего 5 заключений, в том числе наше. При этом мы не трогали вопросы, связанные с платой. Это – вопрос предпринимателей.

Когда начали готовиться к заключению договоров, спохватились – неподъемная цена. Пошли жалобы. К чести администрации Нижнего Тагила, они создали рабочую группу для обсуждения предпринимательских предложений, я дважды ездила на ее заседания. Суть работы – поиск приемлемого баланса по цене размещения НТО. И в Нижнем Тагиле создана хорошая практика поиска компромисса.

Также успешно механизм ОРВ действует на областном уровне. И органы власти Свердловской области способны прислушиваться к разумным мнениям.

В Екатеринбурге качество организации и эффективность процедур ОРВ проявится в работе над этим Положением. Я очень рассчитываю на взвешенность и здравый смысл.

Беседовал Вадим ДЫНИН