Свердловским школьникам пересчитали пайку в лагерях

Не бойся и не проси.

Власти Свердловской области урезали Нижнему Тагилу субсидирование отдыха школьников в 2017 году почти на треть. Городские депутаты гадают о причинах, наводят справки в Заксобрании региона. Неувязки возникли и по ряду других муниципалитетов. Ситуацию в интервью "Уралинформбюро" прокомментировал начальник отдела организации оздоровительной кампании и межведомственного взаимодействия в социально-воспитательной сфере министерства образования региона Сергей Карсканов.

- Сергей Геннадьевич, сообщите вводные по теме, чтобы легче было разобраться.

- На Среднем Урале порядка 450 тысяч школьников. Каждое лето примерно 80% из них должны быть охвачены организованным отдыхом – это так называемый целевой показатель. Отдых классифицируется по группам: санатории, загородные лагеря, лагеря дневного пребывания и "прочие виды" (палаточные городки, экскурсии, турпоходы). Удовольствие не бесплатное, но доступное родителям благодаря дотациям, которые примерно на две трети состоят из региональных средств. Еще треть, в идеале, вносит муниципалитет. Он же распоряжается деньгами.

- И сколько регион планирует выделить муниципалитетам в 2017 году?

- Изначально было зарезервировано 965 миллионов рублей, позднее решили приплюсовать еще 92,5 миллиона. Ремонт лагерей сюда не входит, это отдельная статья. В целом сумма сохраняется на уровне 2016 года – по закону мы не имеем права ее уменьшать.

- Зато распределение этой суммы вызвало массу вопросов. У Нижнего Тагила забрали 40 миллионов, у Новоуральска – четыре, у Краснотурьинска и Асбеста – по два. Екатеринбургу 36 миллионов прибавили. В чем логика?

- С 2017 года финансирование детского отдыха становится подушевым, то есть общие 1,057 миллиарда рублей делим на количество жителей в возрасте от 6 с половиной до 17 лет (расчеты предварительные, бюджет пока не принят). Итого более 2 тысяч рублей на ребенка. А муниципалитеты уже от себя доплачивают, каждый исходя из собственных сил.

Раньше мы выделяли деньги по системе соцстраха. За территориями были закреплены определенные суммы, они ежегодно индексировались без всяких обоснований, прозрачности не было. Со временем демографическая картина сильно изменилась. Мы пересчитали школьников в разных городах и поняли, где нужно прибавить, где отнять. Скажем, в Екатеринбурге за счет миграции, повышения рождаемости обнаружился рост детского населения.

- А в Нижнем Тагиле оно резко сократилось?

- Дело не только в этом. Как нам удалось установить из отчетов, Нижний Тагил израсходовал не всю субсидию за сезон-2016. С точной цифрой остатка затрудняюсь, но она вполне сопоставима с 40-миллионным сокращением, намеченным в 2017 году.

- Начальник тагильского управления образования Игорь Юрлов озвучил пугающие цифры: от санаторного оздоровления отсекается 1820 детей, от лагерей дневного пребывания – 4340 младшеклассников. Питание неизбежно ухудшится.

- Не знаю, откуда взялись эти данные. Нельзя так пугать родителей. Вообще, пора бы муниципалитетам научиться самостоятельно привлекать средства на социальные нужды, а не полагаться всецело на региональный бюджет. Они обязаны сами доводить финансирование до целевых показателей.

- Но возможности у городов разные – кому-то помогает сильное градообразующее предприятие, а где-то и захудалого заводика нет…

- Согласен, равных условий не получается. Поэтому мы на высшем уровне предлагаем законодательную инициативу – ввести федеральное субсидирование школьного отдыха.

- После трагедии на Сямозере, где утонули дети, был поднят вопрос о лицензировании школьных лагерей. А это неизбежные дополнительные траты. Учтены ли они в бюджете-2017?

- По данной теме были параллельно подготовлены два законопроекта – Советом Федерации и Министерством образования РФ. До их утверждения еще далеко. В последнем речь идет о лицензировании видов деятельности, а не самих лагерей. Разница существенная. Но за 2017 год, по моему убеждению, внедрить эту норму на местах, принять подзаконные акты невозможно. Соответственно, о дополнительных тратах рано говорить. Ситуация пока стабильная, мы ведем разъяснительную работу с управлениями образования на местах.

Беседовала Надежда ПРАВДИНА

Актуальное