"Хватит бетонировать город!": урбанисты в ужасе от планов УГМК

На берегу Исети.

Концепция УГМК по развитию площадки рядом со взорванной телебашней противоречит интересам жителей Екатеринбурга и не учитывает сложившуюся градостроительную и планировочную структуру города. Такую оценку задумке "медников" дали известные урбанисты и архитекторы уральской столицы в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро".

Планы АО "Ледовая арена" (дочерней структуры УГМК-холдинга) по застройке квартала улиц Декабристов - Розы Люксембург – Куйбышева - 8 Марта, как известно, предусматривают не только возведение крытой арены на 15 тысяч мест, но и вольную перепланировку всей территории "у башни".

На месте мечети "Нур-Усман" появятся парковая зона и гостиница, берега Исети изменят очертания, образовав круглую заводь, вокруг которой появится амфитеатр и новый пешеходный мост через реку в районе улицы Народной воли (рядом с нынешним психоневрологическим диспансером). Сама же улица будет расширена, а по ее центру расположится площадь под названием Арена. Еще одна площадь — "Саммит" — появится на углу улиц 8 Марта и Декабристов, где сейчас расположена автостоянка. Планируется также построить несколько автостоянок и проложить пешеходный тротуар севернее цирка.

Руководитель "Ледовой арены" Данил Крицкий в интервью "Деловому кварталу" поделился еще более грандиозным планом по "перелопачиванию" вверенного ему участка в 5 гектаров. Он будет разбит на пять зон отдыха, которые собираются "начинить" разными активностями вроде ледового городка (на зимний период), скейт-парка, площадок для стритбола и детских зон с качелями.

"Уралинформбюро" предложило специалистам в области проектирования и градостроительства оценить эти планы.

Елена Трубина, преподаватель кафедры социальной философии УрФУ, антрополог и урбанист:

— На городских слушаниях 29 июня 2018 года по поводу этого проекта прозвучали резонные возражения планам УГМК и "Ледовой арены". Их можно разделить на три части: планируемое разрушение исторического наследия — в частности, зданий, входящих в ансамбли, расположенные на перекрестке Декабристов — Чапаева и на улице Розы Люксембург; отсутствие грамотных расчетов транспортных потоков и передвижения пешеходов; конфликт с интересами жителей города, которые на освобожденной от телебашни площадке хотели бы видеть парк.

План девелоперов разбить на этом участке две площади представляется крайне неудачным: в городе достаточно забетонированных пространств, которые быстро превращаются в парковки. Количество забетонированных квадратных метров в этой точке просто удручает. В предложенном проекте переустройства огромного массива дорогой городской земли заметны отсутствие логики, независимой экспертизы и учета мнения существенной части граждан.


Размеры зеленой зоны на "медном" участке сегодня... Фото: Яндекс. Карты.

Евгений Пенцев, старший преподаватель кафедры городского строительства УрФУ:

— Инициатива инвестора наполнить территорию снесенной — увы! — телебашни множеством разнообразных объектов понятна и логична, с одной стороны. С другой стороны, вместимость нового объекта (до 15 тысяч человек) говорит о необходимости свободного пространства вокруг него для возможности свободного передвижения как до, так и после мероприятий. И эта свобода перемещения потребуется не только посетителям объекта, но и находящимся на этой территории (и без того невеликой) жителям и гостям города.

Наверное, имеет смысл разработчикам рассматривать несколько сценариев использования территории: во время проведения мероприятий и в остальное время, причем с обязательным обоснованием цифрами перед широким кругом специалистов и экспертов города.

А чтобы посетители точно сумели воспользоваться общественным транспортом, необходимо до минимума сократить количество автостоянок — иначе неизбежно увеличение транспортных потоков и ухудшение и без того непростой транспортной ситуации в этом районе. Для иногородних посетителей "Арены" можно предложить альтернативу в виде перехватывающих стоянок вне центра города.

Многих проблем, которые нам добавит такой большой объект, можно было избежать, разместив его в другом месте — например, в районе Екатеринбург-ЭКСПО на Новокольцовском тракте или на проектируемой площадке для проведения ЭКСПО-2025 в Верх-Исетском районе.


...и после ввода в строй "Ледовой арены". Фото: екатеринбург.рф.

Михаил Проскурин, почетный архитектор России:

— По материалам эскизного характера судить о проекте сложно. Они сейчас в работе, и кто знает, какие неожиданности проявятся в процессе? Могут возникнуть как дополнительные вопросы, так и благоприятные моменты, и неожиданности, которые потребуется срочно решать.

Но вот что бросается в глаза прежде всего - глобальная нехватка паркового пространства. Изначально пойма Исети предусматривалась как рекреационная зона с сохранением зелени, естественных берегов и зоны для прогулок. Исеть ведь река маленькая - по сравнению с другими реками почти "ручеек".

И поставить такой огромный объект на берегу этого ручейка — явное недоразумение. А если загрузить это пространство еще и парковками — тогда я как архитектор однозначно против такого проекта.

Что до задумки заполнить территорию вокруг Ледовой арены площадями и скверами — мне кажется, она нереальна. Наверное, это делается для того, чтобы успокоить общественность. Помню, когда ломали Пассаж в центре Екатеринбурга, встал вопрос о судьбе старого фонтанчика (в сквере перед Пассажем – прим. ред.). Он был маленький, но уютный. И застройщик (компания "Малышева, 73" – прим. ред.) тоже обещал, что после реконструкции сделает сквер еще лучше и больше. А получилась в итоге голая площадь, покрытая камнем. Фонтанчики там, конечно, есть, но это не то, к чему мы привыкли. И я опасаюсь, что все это повторится у "Ледовой арены": все в камне — и минимум зелени.

Впрочем, далеко не все эксперты "Уралинформбюро" столь критически настроены. По мнению урбаниста Владимира Злоказова, после сноса телебашни, которая долгое время сдерживала развитие района, территория оживет.

"С точки зрения транспортной доступности это одно из лучших мест в городе, в том числе из-за наличия станции метро и хорошего обслуживания наземным транспортом. С точки зрения пешеходной и велосипедной коммуникации, можно ожидать, что ситуация также улучшится из-за моста по Народной Воли и планируемого велопешеходного маршрута вдоль Исети", — считает он.

Беседовал Евгений СУСОРОВ