"Баден-Баден" – дорога к погибели

На берегах Шарташа.

В начале февраля "зеленые" активисты Екатеринбурга праздновала победу: проект изъятия двух участков Шарташского лесопарка под строительство термального комплекса "Баден-Баден" не прошел государственную экологическую экспертизу. По мнению экологов, термы несут лесопарку и озеру угрозу роста антропогенной и транспортной нагрузки.

Их суточная посещаемость может достигать 2 тысячи человек. Учитывая площадь участка в 13,6 гектара, получится свыше 150 человек на гектар – в три раза выше нагрузки, разрешенной в лесопарках приказом Минрегионразвития РФ от 27 декабря 2011 года.

Каким может быть негативный сценарий для Шарташского лесопарка? Корреспондент "Уралинформбюро" побеседовал с кандидатом биологических наук Ниной Садыковой, доктором биологических наук Денисом Веселкиным и исполнительным директором ООО "УралДорТехнологии" Светланой Тамбовцевой.

– Какое влияние на экосистему любой ООПТ (и Шарташского лесопарка в частности) оказывает резкое увеличение транспортного и антропогенного потока?

Нина Садыкова: Сейчас по обсуждаемому участку проходит узкая автодорога к поселку Пески, по которой, согласно охранному режиму лесопарка, могут ездить только спецтранспорт и жители Песков. Ее протяженность порядка 300 метров, если считать от улицы Высоцкого до кромки берега. Нагрузка на нее сегодня небольшая, сплошного потока машин нет, ширина всего несколько метров, над ней деревья практически смыкаются кронами.

Появление "Баден-Бадена" увеличит не просто нагрузку на эту дорогу, но приведет к разрушению почвенного покрова, увеличит объем загрязнения воздуха, выхлопных газов и пыли. Радиус их негативного влияния порядка 50 метров от дороги, листва и трава пропитываются пылью, изменяется газовый состав воздуха. В идеале любая дорога должна быть ограждена плотной полосой деревьев, своего рода "зеленой изоляцией", чтобы пыль из-под колес сильно далеко не летела.

Шумовое загрязнение территории вдоль дороги – тоже большая проблема. Например, птицы не могут селиться вблизи автодорог, особенно загруженных транспортом, потому что из-за рева машин не слышно, как они поют. А для птиц пение – способ коммуникации, средство найти себе пару для размножения.

Денис Веселкин: Влияние выхлопных газов на живые организмы и почву вокруг дорог простирается максимум на 30-40 метров от дороги, если это, конечно, не МКАД. Но на границах растительности вдоль любой дороги, проложенной по лесопарку, меняются устоявшиеся сила и направление ветров, интенсивность солнечного света, режим осадков и снегонакопления. В любом случае это изменит естественное состояние экосистемы.

– Какие природные факторы обычно учитываются при строительстве автодороги на территории ООПТ? Какие исследования предварительно следует провести на участке разработчику такого дорожного проекта?

Светлана Тамбовцева: При строительстве любой автодороги учитываются природные факторы, для этого проводится комплекс инженерных изысканий – геодезические, геологические, гидрометеорологические, экологические. А при строительстве дороги в границах ООПТ требуется также разработать раздел "Оценка воздействия на окружающую среду", в котором анализируются на соответствие нормативным требованиям все возможные негативные факторы, неизбежно возникающие в процессе строительных работ и воздействующие на атмосферный воздух, геологическую среду, подземные и поверхностные воды, почву и земельные ресурсы, растительный и животный мир, в том числе и при возникновении аварийных ситуаций.

Напомню, что в 2018-2019 годах наша компания разработала и реализовала "на местности" проекты благоустройства Шарташского лесопарка, предусматривающего капитальный ремонт существующей автодороги с созданием инженерного обустройства и велосипедных дорожек. Перед началом работ специалисты Уральского государственного лесотехнического университета исследовали состояние парка и определили максимальную антропогенную нагрузку на его территорию, не наносящую существенного ущерба биогеоценозу.

– Какова эта нагрузка?

Светлана Тамбовцева: По принятым рекреационным нагрузкам и с учетом рекомендаций Ботанического сада УроРАН – до 35 тысяч человек. Но нашим проектом увеличение транспортной нагрузки на ООПТ не планировалось! Наоборот, проектом были предусмотрены работы по приведению существующего покрытия в нормативное состояние и исключению возможности съезда автотранспорта с асфальтобетонного покрытия в лесной массив, что привело бы к нарушению плодородного растительный покрова.

Хочу отметить, что дорога, проходящая по территории парка, в принципе не предназначена для подъезда посетителей к таким объектам, как "Баден-Баден". Ее основное назначение – движение транспорта для эксплуатации парка, снабжения объектов на территории парка, доступ аварийно-спасательных служб. Стоянка автомобилей на территории ООПТ запрещена. Поэтому для масштабных проектов наподобие "Баден-Бадена" в рамках их проектирования необходимо предусматривать транспортную доступность, полностью исключающую движение транспорта по территории парка.

– Выступая против строительства "Баден-Бадена" на Шарташе, экологи заявляют, что реализация проекта приведет к "фрагментации" лесопарка и нарушению естественных путей миграций животных. Но обывателю этот аргумент мало что говорит. Расшифруйте, чем эта "фрагментация" опасна, и какой вклад в нее может внести увеличение транспортного потока через участок.

Нина Садыкова: Фрагментация – это увеличение количества искусственных барьеров в природной среде, например, строительство автотрассы или, как сегодня на южном берегу Шарташа, бетонной дамбы-бордюра с асфальтированной дорогой вдоль береговой линии. Барьером служат, разумеется, и участки плотной застройки.

Обсуждаемый нами участок на первый взгляд заболочен, окружен мелким березняком, для прогулок не очень приятен, но именно благодаря своей "непривлекательности" он служит прибежищем для большого количества птиц и других животных. Например, там обитают урагусы – длиннохвостые снегири или, как их еще называют, длиннохвостые чечевицы – красивейшие птицы, не обитающие в сосновых лесах. Много там и других видов, предпочитающих именно такие местообитания.

Самое главное – участок является природным "коридором" миграционных путей животных, по которому осуществляется "биообмен" между восточным и западным берегами. Коридор этот возле КОРа очень узкий, но других способов попасть к Каменным палаткам и "Карасикам" у фауны, а значит и у семян растений, нет.

Если этот коридор перекрыть, большая часть лесопарка окажется в "изоляции". Восточная часть пострадает меньше, она больше и связана с лесным массивом, уходящим за пределы города. А вот западная часть окажется закрытой и для животных (в том числе краснокнижного узглозуба и других амфибий).

Денис Веселкин: Любая фрагментация большого участка природы на меленькие "кусочки", например, разрезание массива леса пополам автомобильной или железной дорогой, сказывается на экосистеме негативно. Просто последствия проявятся не сразу, не через год-два, а в горизонте десятилетий. Например, сосна в Екатеринбурге живет в норме 120-150 лет. И если на момент, например, строительства дороги сосне, растущей в лесопарке, исполнилось 60-70 лет, она еще столько же времени будет отражать негативные изменения в своей структуре.

А вот птицы, ежи, мыши, земноводные от фрагментации могут пострадать серьезней и быстрее. Возникнут границы, мешающие их передвижению. И популяции животных, оставшихся в изолированном "анклаве", очень быстро начнут деградировать, просто потому, что не смогут воспроизводить потомство. Им ведь для размножения нужно или мигрировать по лесопарку, как земноводным, или иметь достаточно протяженные однородные местообитания, как многим птицам!

– Предположим, инвесторы проекта отказались от идеи автодороги, и все гости "Баден-Бадена" отправятся к термальному комплексу пешком либо поедут на велосипедах. Но целенаправленно, по одной дороге, в одну и ту же точку, 2 000 человек в день. Это будет менее вредно для лесопарка?

Нина Садыкова: Если поток пеших и велотуристов будет "канализирован" по оборудованным маршрутам, его увеличения особо негативного влияния на лесопарк не окажет. Но инвестору в любом случае придется озаботиться оборудованием пешеходных троп.

Денис Веселкин: Если они для пешеходов заасфальтируют дорогу, то фрагментация все равно будет. Если не заасфальтируют, последствия для природы могут быть даже хуже, чем, если бы граждане добирались туда на автомобилях. Пешеход всегда выбирает тропинку покрасивее, поживописней, посуше. В результате возникает неуправляемая дорожно-тропиночная сеть, которая никак не уменьшает нагрузки на лесопарк. Пешеходы, путешествуя по лесу, любят бросать мусор и окурки, срывать цветы, выгуливать собак (кстати, азот от собачьих экскрементов не меньше нарушает экосистему, чем атмосферное загрязнение). Кроме того, собачники обязательно потребуют акарицидную обработку парка. Клещи от нее, конечно, погибнут, но вместе с ними погибнет широкий круг членистоногих, пострадают их популяции.

– Где же в идеале мог бы разместиться "Баден-Баден", не нанося при этом ущерба природе?

Нина Садыкова: Когда делали мастер-план развития Шарташского лесопарка, предполагалось, что "Баден-Баден" встанет за пределами ООПТ, рядом с Шарташским карьером. Сейчас решается вопрос о судьбе рынка КОР. Если его все же снесут и на этом месте возведут термальный комплекс, это будет отличной идеей. Там хорошая транспортная доступность, подведены коммуникации. К тому же термальный комплекс для такой территории лучший вариант с точки зрения экологии, чем строительный рынок.

Беседовал Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: Шарташу пришел "Баден-Баден"