Еда с несъедобной начинкой - проглотить или бросить вызов?

Война за права потребителей ведется с переменным успехом.

В Интернете и СМИ нередко всплывают истории, когда в купленных продуктах скрывается неприятный сюрприз. Среди "находок" екатеринбуржцев - кусочек бритвы в пирожном, болт в сухариках, металлическая стружка в шоколаде, скобка и муха в булках, гайка в сырке, червяк в молоке... Горожане с ужасом обсуждают эти случаи на форумах, но дальше разговоров дело не идет. Поэтому производители и продавцы остаются безнаказанными, а потребители - при своих интересах.

В таких ситуация прямая дорога в Роспотребнадзор, который должен разобраться с нарушителями, либо в Общество по защите прав потребителей, которое тоже поможет подойти к решению вопроса юридически подкованным. Однако даже сами защитники покупателей признают, что не всегда легко доказать правоту потребителя. Несъедобная находка в продуктах - один из таких случаев: придется как-то доказывать, что покупатель не сам подкинул туда инородный предмет. Как это сделать - неясно: вскрывать упаковку в присутствии понятых?

"Проблема в том, что мы не можем достоверно установить, как это попало в пищу", - соглашаются в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области. "Если, к примеру, мышь оказалась в бутылке, тогда, конечно... Если все очевидно, то мы проводим полноценную проверку, выписываем штрафы и предписания", - пояснила "Уралинформбюро" руководитель отдела защиты прав потребителей ведомства Наталья Афанасьева. Там, где ситуация не столь однозначна, производителей вызывают в управление для объяснения. Как правило, в таких случаях на предприятии устраивают внутреннюю служебную проверку. "В законе это требование не прописано, но из соображений целесообразности производители сами в этом заинтересованы", - добавляет Н.Афанасьева.

Как считает президент Всероссийской лиги защиты прав потребителей Андрей Артемьев, в незначительных случаях стоит решать вопрос напрямую через торговые сети - в серьезных магазинах культура обслуживания уже на должном уровне, и там всегда стараются идти навстречу покупателю. Когда дело доходит до того, что в банке с огурцами "соседствует" лягушка, как это было минувшим летом в Челябинске, может идти речь о возмещении морального вреда - при грамотном составлении претензии.

Покупатели не спешат отстаивать свои права, поскольку считают, что овчинка выделки не стоит, - максимум им возместят стоимость продукта. А потратить время и силы на благое дело "воспитания культуры" в обществе готов не каждый. Хотя каждый случай замалчивания все больше развязывает руки нарушителям.

Между тем, как заверяют эксперты, законодательство о защите прав потребителей дает последним немало возможностей. Однако, по словам руководителя среднеуральского Роспотребнадзора Сергея Кузьмина, лишь 1% жителей Свердловской области знают свои права и умеют их защищать. Год назад были увеличены штрафы пищевым "террористам" - до 300 тысяч с конфискацией продукции, а при отягчающих обстоятельствах и до 700 тысяч рублей. Защитники прав потребителей опасались, что судьи будут осторожничать и, ссылаясь на незначительность нарушения, закрывать дела, ограничиваясь "выговором". Однако сейчас, по словам Н.Афанасьевой, удалось переломить ситуацию - в практике уже есть случаи наложения 300-тысячных штрафов.

Ещё в сюжете: Дайте жалобную книгу