Эксперты МЧС проанализировали шансы детей на спасение из горящей "Зимней вишни"

Вывод: их не было.

В рамках расследования дела о пожаре в кемеровском ТРЦ "Зимняя вишня", унесшем в марте жизни 60 человек, Исследовательским центром экспертизы пожаров (относится к системе МЧС) были смоделированы все возможные варианты развития событий после возгорания в торговом центре.

Из ответов экспертной группы на вопросы следователей видно, что даже при исключении хотя бы одного из условий, сделавших невозможной своевременную эвакуацию людей из горящего здания, шансов на спасение у людей не было. Полную стенограмму допроса приводит DailyStorm.

Анализ МЧС подтвердил уже известную информацию о том, что системы пожаротушения в здании не работали и не были способны выполнять свои функции после возгорания. При этом, уточняют аналитики, они бы не помогли даже в случае оперативного ручного запуска систем пожаротушения. На вопрос: способны ли системы противопожарной защиты выполнить свои функции при условии, если не сработает пожарная сигнализация? - эксперты дают исчерпывающий ответ: "В случае своевременного ручного пуска систем пожаротушения — да. Применительно к ТРЦ "Зимняя Вишня" — нет". Как поясняет издание для удачного исхода для ручного запуска должен потребоваться "незначительный отрезок времени". В условиях "Зимней вишни" это было невозможно.


Фото: ГУ МЧС России

Так же однозначно аналитики ответили на вопрос: спаслись бы люди, если бы система пожаротушения сработала, но двери четырех лестничных клеток были закрыты (как это и было 25 марта)?

Были построены две модели. В первом случае эвакуация идет по единственной доступной лестнице, во втором, "для чистоты эксперимента", доступным сделали также выход за эскалатором. По первой модели, время неминуемо образующейся человеческой "пробки" рядом с лестничным проемом составило 680,4 секунды. По второй — 478,6 секунды. Оба показатели ниже имевшихся у людей расчетных 360 секунд, чтобы выбраться невредимыми.

С помощью программы PyroSim аналитики просчитали, что подобраться к эвакуационным выходам на 4-м этаже здания было физически невозможно уже через 1,3-3,6 минуты (0,9-4,7 минуты — с учетом погрешности) после возгорания.

С помощью той же программы исследователи установили, что люди были обречены и в том случае, когда все двери лестничных клеток открыты, но системы пожаротушения не сработали. Расчеты показали, что безопасная эвакуация была бы возможна только при одном условии - когда работают и системы пожаротушения (и они запущены вовремя), и доступны для эвакуации все без исключения двери пожарных выходов.

"Нарушения требований технического регламента, правил противопожарного режима, норм пожарной безопасности, находятся в прямой причинно-следственной связи с возникновением пожара, и с наступившими последствиями — гибелью и травмированием людей, и причинением материального ущерба", - подчеркнули эксперты.

В качестве иллюстрации беспомощности персонала при пожаре эксперты цитируют в отчете показания допрошенных сотрудников центра.

"После обнаружения горения я окрикнула Сочинского Сергея, он подбежал ко мне и стал вытаскивать детей из поролоновой ямы, а я побежала за огнетушителем. Добежав до входа в активити парк, я остановилась и поняла, что не знаю где находиться огнетушитель, я побежала к веревочной трассе и стала снимать детей", - гласит выдержка из протокола допроса свидетеля Анастасии Шевелевой.

"Находясь в активити парке Анастасия закричала: "Сергей, огонь!". Я подбежал к поролоновой яме, увидел огонь, я плюнул на пламя и хотел затушить его ногой, но дотянуться до огня не смог", - цитируют аналитики слова из протокола допроса свидетеля Сергея Сочинского.

В то же время они отмечают, что "средства пожаротушения [на 4-м этаже здания] были, но свои функции они выполнить не могли".

Стоит напомнить торговый центр загорелся в выходной, 25 марта 2018 года, поэтому почти половина среди 60 погибших - дети. Расплавленная масса "коротнувшего" из-за текущей крыши светильника падала на поролоновые кубики в детском бассейне, откуда и распространился огонь.

По делу о пожаре арестованы 11 человек: технический директор комплекса Георгий Соболев, управляющая Надежда Судденок, глава кемеровского Госстройнадзора Танзиля Комкова, гендиректор компании-собственника Юлия Богданова, руководитель компании "Системный интегратор", занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации в ТРЦ, Игорь Полозиненко и его подчиненный Александр Никитин, охранник Сергей Антюшин, а также четверо сотрудников МЧС - экс-глава регионального ведомства Александр Мамонтов, начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС Григорий Терентьев, начальник пожарного караула Сергей Генин и руководитель тушения пожара Андрей Бурсин, передает "Уралинформбюро".

Еще в сюжете: Огненная трагедия в Кемерово