Суд запретил "Уральским авиалиниям" навязывать пассажирам платные допуслуги

Их включали в договор автоматически.

Свердловский областной суд обязал ОАО "Уральские авиалинии" прекратить автоматическое включение в договор перевозки пассажиров согласия на предоставление дополнительных платных услуг.

Ранее управление Роспотребнадзора по Астраханской области обратилось в Октябрьский райсуд Екатеринбурга с иском о защите прав потребителей к "Уральским авиалиниям". В качестве обоснования было приведено информационное письмо Центробанка РФ, согласно которому на сайте авиакомпании при попытке приобретения билетов клиент сталкивается с навязыванием услуг – автоматически проставлено согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования, рассказали "Уралинформбюро" в пресс-службе суда.

Роспотребнадзор провел контрольную закупку авиабилета на официальном сайте "Уральских авиалиний". Был выбран тариф "Промо", предполагающий перелет без питания, информация о дополнительных платных услугах отсутствовала. При оформлении билета автоматически, без согласия потребителя, появлялось информационное окно "Дополнительные услуги" с информацией о добавленных по умолчанию страховании, враче-онлайн и питании. То есть авиакомпания в одностороннем порядке изменяла условия договора. В нарушение закона продавец не доводил до потребителя условия оказания услуги "врач-онлайн", наименование страховой компании, ее местоположение и контакты, правила страхования и другую необходимую в данном случае информацию. После оформления договора авиаперевозки, вопреки требованиям закона, на указанный заказчиком адрес электронной почты договор страхования (его проект) не поступал. Не было предоставлено и право выбора иных страховых организаций, добавили в пресс-службе инстанции.

"Истец просил суд обязать ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" прекратить противоправные действия по включению в договор авиаперевозки пассажиров условий, ущемляющих права неопределенного круга потребителей, по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Также просил обязать ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" довести до потребителей решение суда через средства массовой информации", – говорится в пресс-релизе.

Октябрьский райсуд Екатеринбурга оставил исковые требования без удовлетворения. Истец обжаловал решение в Свердловском облсуде.

Судебная коллегия по гражданским делам не согласилась с решением суда первой инстанции. Автоматическое согласие при оформлении авиабилетов дистанционным способом на приобретение допуслуг и при этом невозможность понять, что ты приобретаешь, вводят потребителя в заблуждение при заключении сделок, нарушая его права и законные интересы. Законодательство о защите прав потребителей не допускает самостоятельное проставление предпринимателем отметок о заранее данном согласии потребителя на оказание ему дополнительных услуг.

Свердловский областной суд отменил решение Октябрьского райсуда Екатеринбурга и вынес новое, удовлетворив требования истца.