Ганина яма: о духовном и земном, традициях и весенних птицах

22 марта 2012 года вип-гостями монастыря на Ганиной яме (официальное название – монастырь в честь святых Царственных Страстотерпцев) стали представители уральских СМИ. Среди них была и фотокорреспондент "Уралинформбюро" Дарья Зуйкова. 

Монастырю в этом году исполнится 12 лет. Но как ни парадоксально, многие екатеринбуржцы не были в нем ни разу. Зачастую лучше знают обитель многочисленные гости Урала, отечественные и иностранные, для которых Екатеринбург – это, в первую очередь, Храм-на-Крови и Ганина яма. И то, и другое место связаны с судьбой последнего российского императора Николая Второго и его семьи. Там, где сейчас стоит Храм-на-Крови, царскую семью убили вместе со слугами, оставшимися ей верными. А на заброшенном руднике Ганина яма уничтожили их останки огнем и серной кислотой. Сегодня возле шахты, где сжигались тела, стоит поклонный крест.

Рядом с шахтой – самый главный храм монастыря (всего их 7, по числу членов царской семьи). Храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. Царь Николай, царица Александра Федоровна, их дети – великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей в августе 2000 года были причислены к лику святых. И храм, и сам монастырь названы в их честь.

Достопримечательность храма – крест-мощевик, принадлежавший царской семье, и большая икона Царственных Страстотерпцев. Каждый желающий может приложиться к святыням. 

"Изюминку"  уже другого, архитектурно-акустического плана, можно также увидеть в храме - на потолке укреплено множество глиняных горшков, перевернутых вверх дном. На вопрос, для чего они нужны, служители отвечают, что это – голосники. Оказывается, глиняные горшки являются прекрасными резонаторами и обеспечивают хорошую акустику. Интересно, что больше всего их расположено над тем местом, где поет хор – над клиросом. 

Доступ в храмы монастыря свободный. Во все, кроме одного. Маленький, полуподвальный храм в честь иконы Божией Матери "Умиление" закрыт для всех, кроме монахов. Сменяя друг друга каждый час, они читают здесь "Неусыпаемую псалтирь". Неусыпаемую – потому что чтение не прекращается вообще никогда и совершается 24 часа в сутки. Это молитва за живых и усопших, за Россию, за весь мир. 

Помимо жизни духовной монастырь не может обойтись и без вполне земных забот. Кто-то колет дрова, кто-то выращивает овощи, кто-то поддерживает на территории порядок, кто-то отвечает за проведение строительно-ремонтных работ, кто-то готовит пищу на всю братию, а также для всех приходящих (в монастыре действует благотворительная столовая).

22 марта в обители по старому русскому обычаю пекут "жаворонков". Постное тесто (мука, вода, соль, дрожжи и немного растительного масла – идет Великий пост!) в умелых руках превращается в симпатичные булочки в форме птичек. Жаворонки (уже не булки, а птицы) первыми возвращаются с зимовья домой – как раз в начале-середине марта. Наверное, потому их так отметила народная традиция. А 22 марта православные отмечают день памяти 40 Севастийских мучеников (речь идет о сорока воинах-христианах, убитых в 320 году возле города Севастии за то, что не отреклись от своей веры). Как и почему соединились в народном сознании эти святые с весенними птичками и их гастрономическим символом, остается только гадать. Однако день сорока мучеников называют одним из любимых праздников.

Вообще монастырь поражает удивительным сочетанием несочетаемого: место это трагичное и одновременно очень светлое, умиротворяющее. Деревянные храмы посреди соснового леса похожи на сказочные терема, и атмосфера здесь особая. Наместник обители, архимандрит Пимен (Адарченко) говорит, что у каждого монастыря есть своя специфика. Спецификой обители святых Царственных Страстотерпцев он считает "сбор непредвзятых, правдивых исторических сведений о царе-страстотерпце и его семье, борьбу с советскими мифами об этих святых и просвещение всех, приходящих в монастырь. Для этого проводятся экскурсии, осуществляется издательская деятельность, создается музей святой Царской Семьи".

Актуальное