Дорога в небо

Начинается с Кольцово.

Международный аэропорт уральской столицы в сутки обслуживает около 70 воздушных судов. Работа наземной службы расписана как по нотам и скрыта от глаз простых путешественников. Однако корреспондентам "Уралинформбюро" удалось в преддверии Нового года побывать в святая святых.

Машина сопровождения заботливо встречает каждый самолет и "доводит" до места стоянки. 

После прибытия лайнера на площадку специалист по встрече воздушного судна первым делом устанавливает колодки под переднюю и основную стойку шасси, дабы самолет не укатился со стоянки. 

В рамках послеполетного осмотра лайнер тщательно обследуют на предмет повреждений, полученных в небе. От опытных глаз специалистов здесь не ускользнет ничего. Ведь безопасность пассажиров – главная задача любой авиаслужбы.

К самолету подгоняют трап – чтобы пассажиры смогли быстро попасть в теплое здание аэровокзала.

Работа наземных служб не прекращается ни на минуту. Специалист ответственный за встречу воздушного судна открывает первый багажник для выгрузки чемоданов. Процесс максимально автоматизирован – багажные контейнеры снабжены прорезиненными колесами, благодаря чему они легко скользят по перегрузчику (спецтехника для разгрузки/погрузки багажа – прим.ред.).

Первыми выгружают вещи пассажиров, летящих бизнес-классом. После этого открывается второй багажный отсек и оперативно извлекаются почта и чемоданы пассажиров эконом-класса.

Во время наземного обслуживания рядом с самолетом все время находится супервайзер, ответственный за координацию всех действий на стоянке. Именно ему экипаж воздушного судна сообщает, какое обслуживание требуется лайнеру. Чаще всего это заправка самолета керосином, водой, уборка салона, промывка систем санузлов, противообледенительная обработка и так далее.

Заправка воздушного судна, на первый взгляд, мало чем отличается от заправки автомобиля. С помощью стремянки заправщики подбираются к крылу Airbus A320 (в других типах воздушных судов топливный бак расположен в днище либо в хвостовой части – прим.ред.), открывают бак и в горловину вставляют шланг, подцепленный к машине с авиатопливом. Во время наполнения бака предпринимаются беспрецедентные меры безопасности – перед началом действия один трос подцепляется к точке заземления, которая расположена непосредственно на стоянке, а второй – к стойке шасси воздушного судна. Это делается для того, чтобы не произошло возгорания под воздействием разряженного статистического электричества.

 

Противообледенительная обработка судов производится при наличии осадков, а также при температуре до минус 5 градусов. Ниже этой температуры вероятность наземного обледенения лайнера заметно меньше.

Самолеты обливают 2 типами жидкости - №1 и №4. "Единичка" - концентрированный раствор, наполовину разбавленный водой. Температуры жидкости на выходе около 60 градусов. Подобный "бульон" используется для смыва ледяных отложений и других осадков. "Четверкой" суда обрабатываются для предотвращения ледяных отложений на поверхностях фюзеляжа.

После окончания заправки и уборки салона супервайзер поднимается на борт, чтобы узнать у экипажа, готов ли он принять пассажиров. Командир дает "отмашку", и в здании аэровокзала начинается процесс посадки.

А на аэродроме тем временем кипит работа – в самолет загружают багаж. После окончания работ двери грузовых отсеков закрывают, чтобы не выстужать салон.

Доли секунды, и уже к Airbus подцепляют буксировочное водило. Посадка пассажиров закончена. Обратный отсчет пошел. От воздушного судна отгоняют телетрап и подцепляют буксировочный тягач к самолету. Выпускающий специалист устанавливает связь с экипажем посредством СПУ (самолетно-переговорное устройство – прим. ред.). Все системы работают в норме – начинается буксировка Airbus на перрон. Сам самолет в рулении не принимает участия.

Забота о безопасности пассажиров не прекращается ни на минуту – специалисты наземной службы аэропорта перекрывают движение спецтранспорта на пути лайнера.

Все время буксировки воздушного судна ответственный за выпуск воздушного судна поддерживает связь с экипажем по СПУ и контролирует запуск первого двигателя. Это самый ответственный момент – даже по звуку турбин можно диагностировать немало неисправностей.

Буксировка окончена, тягач и водило отцеплены – однако самолет по-прежнему не начинает движение. Он находится на стояночном тормозе. Перед рулением экипаж  лайнера проверяет механизацию и запускает первый двигатель. Исполнительный старт, отмашка - и вот уже оба двигателя запущены, лайнер на малой скорости начинает рулить. На этом работа наземных служб Кольцово завершена.

Стоит отметить, что у каждого самолета свой технологический график обслуживания, при котором все операции, будь то загрузка или разгрузка багажа, заправка и прочее, начинаются и заканчиваются в строго определенное время.

Даже если лайнер выбивается из расписания, его все равно обслужат оперативно, чтобы пассажиры смогли вылететь из воздушной гавани с минимальным опозданием. Среднее время обслуживания судна в Кольцово – 40-50 минут.

Подготовили Ольга КАРПОВА, София МУХАМЕДЬЯНОВА

Еще в сюжете: Спецпроект

Актуальное