Секретный небоскреб Свердловской магистрали

В объективе "Уралинформбюро".

Свердловская железная дорога, соединяющая европейскую и азиатскую части России, является основой транспортной системы Свердловской и Тюменской областей, Пермского края, Югры и Ямала. По основным показателям магистраль входит в первую тройку железных дорог РФ, в ее зоне ответственности - более 7 тысяч километров путей и 419 станций.

Следить за таким хлопотным хозяйством на территории 1/10 части России помогает построенный в 2003 году Диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП), куда удалось попасть корреспондентам "Уралинформбюро". 

В  стеклянном 17-этажном небоскребе на улице Челюскинцев круглосуточно работают около сотни диспетчеров и руководителей смен. По словам первого заместителя начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением Владимира Пушкарева, до появления Центра диспетчерское управление осуществлялось раздельно в 5 отделениях (так называемых центрах управления – прим. ред.) в Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Тагиле и Сургуте, что создавало определенные трудности по пропуску поездов на их "стыках". Единый диспетчерский пункт позволил "стереть границы" и создать условия для более тесного взаимодействия всего аппарата.

После объединения диспетчерского аппарата, чтобы оперативно управлять большим объемом перевозок, 30 участков (средняя протяженность - 235 километров) условно разделили на 5 районов: Западный (7 участков), Центральный (7 участков), Восточный (5 участков), Северный (6 участков) и Полярный (5 участков). Самый длинный участок – Егоршинский (33 станции). Его протяженность – 772 километра.

Наш визит в ДЦУП начинается с зала региональных технологий. Здесь размещается оперативно-распорядительный аппарат Центра: руководитель смены, старший диспетчер по сменно-суточному планированию, региональные диспетчеры по пассажирским перевозками, оперативной, грузовой работе, по предоставлению "окон".

На минуту возникает ощущение, что ты оказался в центре управления полетами Роскосмоса.

Посередине зала – огромный монитор, по которому в онлайн-режиме старшие диспетчеры по перевозкам, локомотивные диспетчеры и диспетчеры "по окнам" отслеживают движение поездов, объемы погрузки и темпы разгрузки составов. Увидеть на экране можно любые технические "сбои" в расписании, количественные и качественные показатели работы магистрали, а также текущие и прогнозные погодные условия.

В будущем зал заметно преобразится. Специалисты, от которых зависит движение поездов, будут располагаться ближе к друг другу – по принципу "локоть к локтю". Их будут разделять только шумоизолирующие перегородки. В планах перевод на эту площадку поездных диспетчеров (пока они сидят в кабинетах на 2 и 3 этажах здания – прим. ред.), чтобы на основе полигонных технологий оперативно управлять объемами перевозок и сокращать время доставки грузов.

Сейчас из почти 400 тысяч грузовых отправлений в срок "уходит" 99,7%. Но Свердловская магистраль намерена и дальше увеличивать эту цифру.

Рабочее место поездного диспетчера полностью автоматизировано, поэтому кипы бумаг и чертежей – в далеком прошлом. На столе у каждого специалиста – несколько мониторов и телефонов.

"Следить" за поездами помогает специальный программный комплекс. Он позволяет видеть в режиме онлайн ход перевозочного процесса (сигналы на станции, маневровые, ремонтные работы и т.д.) и оперативно им управлять. В случае возникновения опасной ситуации система всегда подаст предупредительный сигнал.

Работа поездного диспетчера очень напряженная - специалистам приходится держать в голове невероятное количество информации. На каждом диспетчерском участке в среднем в движении находится 35 поездов. Поэтому необходимо знать, куда и на какой путь отправить поезд, перевести стрелки, если возникнет необходимость (на определенных участках дороги), а также решить, когда и как пропускать тот или иной состав.

Самый напряженный участок движения по Транссибу – у Евгении Ефремкиной. По нему проходит самое большое количество поездов – 80 пар грузовых и 30 пар пассажирских в сутки.

Еще один "загруженный" участок – у Николая Обжерина. Он работает в центре управления всего год, но уже стал настоящей гордостью ДЦУПа. Как шутит Владимир Пушкарев, если так дело пойдет и дальше, возможно, именно он займет его место в будущем.

По словам В.Пушкарева, попасть на работу в Центр управления перевозками сложно - для этого необходимо пройти жесткий отбор. Диспетчер должен не только иметь профильное высшее образование и высокий уровень профессиональных знаний, но и обладать едва ли не спокойствием удава и хладнокровием хирурга.

Поэтому прежде чем стать диспетчером ДЦУПа, специалисты не менее года должны проработать в должности дежурного по станции, успешно сдать зачет и получить положительную рекомендацию от психолога.

Для комфортной работы коллектива в Центре созданы все условия. Это важно, так как трудовая вахта длится 12 часов. После смены работники могут отдохнуть в реабилитационно-оздоровительном комплексе с сауной, тренажерами и бассейном.

Подготовили Ольга КАРПОВА, София МУХАМЕДЬЯНОВА

Еще в сюжете: Спецпроект

Актуальное