Где взял иконы Евгений Ройзман?

Для своего музея.

В ЖЖ градоначальника Екатеринбурга Ройзмана, которого с недавних пор все чаще называют Хитрым Роем, есть такой фрагмент. "По Невьянской иконе лекцию можно прочитать даже для какой-то узкой специальности, например, для архивистов. И всегда сложно сходу оценить аудиторию. Поэтому я просто рассказываю. Но каждый раз понимаю, что даже двухчасовой напряженный рассказ - это, может быть, только одна сотая из того, что можно рассказать о Невьянской иконе".

Я бы предложил Евгению Ройзману рассказать о том, каким путем попали экспонаты в его частный музей "Невьянская икона", который он даже грозился  вывезти из России. Ройзман  любит козырять слоганом "Сила в правде". Вот по правде давайте и разберемся.

Как известно, прошлым летом сотрудники свердловского ГУВД произвели обыск в  художественном училище имени Шадра. Тогда было изъято около 100 икон, находившихся на реставрации.

Владельцам было предложено заявить свои законные права на них. Значительная часть вернулась к собственникам. А вот иконы, потребованные восвояси Евгением Ройзманом, "попросили остаться" для выяснения их связи с расследованием по храму Николая Чудотворца в Быньгах. Там, напомню, Ройзман сотоварищи вел то ли реконструкцию, то ли реставрацию, но закончилось все серьезным уроном.

Для работы с изъятыми иконами полицейские пригласили экспертов. Многие из них ответили отказом. Не исключено, что они боятся пролить истинный свет на икономанию Ройзмана.

Среди неустрашимых оказалась Марина Рудольфовна Прозорова. В 80-х годах прошлого века она писала дипломную работу по иконописи в Уральском государственном университете. В вузе есть археографическая лаборатория, в которую в советские времена правоохранители сдавали на экспертизу изъятые при обысках у преступников иконы. Никому до них не было дела – они пылились в темной каморке.

Более 150 икон, во многом Невьянской школы живописи, Прозорова детально описала и  сфотографировала. Фотографии были, конечно, черно-белые. Но важные детали на них запечатлены.

Когда в ГУВД ей показали изъятые в училище "ройзмановские" иконы, Марина Рудольфовна без сомнения указала на семичастную старообрядческую икону XIX-века. Эта работа невьянских мастеров 30-лет назад хранилась в УрГУ и проходила через ее руки.

Порозова ушла из университета в 1989 году. А в 1990-м в Свердловске прошла выставка "Уральская иконопись XVII – XX веков", организованная УрГУ и Обществом охраны памятников истории и культуры. "Уралинформбюро" нашло буклет выставки. Есть мнение, что ее инициатором была Татьяна Анатольевна Рунева, которая еще в доперестроечные времена составила описание иконостасов  храмов Свердловской области.  

Из 25 экспонатов той выставки 16 помечены в буклете "Музей иконы УрГУ". Вот, например, "Положение во гроб" - икона Невьянской школы, датируемая первой половиной XIX-го века. Как видно из левого листа, эта икона также была описана Прозоровой.

 

А вот и "университетская" икона Невьянской школы "Богоматерь Знамение". Она дошла к нам из XVII-го века. 

Одним словом, четверть века назад Музей иконы УрГУ провел смелую по тем временам выставку. Было из чего! Полторы сотни икон в распоряжении. По сути на ответственном хранении. 

Но что же это за хранение, если икона из реестра Прозоровой оказывается в собственности Ройзмана? Может ее подарили градоначальнику, которого столь любит руководство  Уральского федерального университета, в состав которого вошел УрГУ?

Официальный представитель вуза Дмитрий Бенеманский после консультаций в ректорате заявил "Уралинформбюро", что Музея иконы в Уральском государственном университете никогда не было. Соответственно, археографическая лаборатория никакими иконами не занималась. А искать следы того, чего не может быть, бессмысленно.

Коль скоро известный на всю страну вуз имени Ельцина отрицает задокументированные факты, вопрос куда пропали полторы сотни икон из так называемого "Музея иконы УрГУ" мы вынуждены задать в  ГУ МВД России по Свердловской области. Вместе с вопросом - а нет ли среди экспонатов музея "Невьянская икона" других икон из реестра Прозоровой?  Прошу генерал-лейтенанта Михаила Бородина считать  эту статью официальным запросом "Уралинформбюро". 

Вадим ДЫНИН 

 

 

Еще в сюжете: Хитрый Рой (зман)