Полет в 233 жизни

Обыкновенное чудо Сергея Скуратова.

Рано утром 15 августа онлайн-табло аэропорта Симферополя еще сообщало, что рейс U6 178 из Жуковского прибудет по расписанию. А в это время А321 "Уральских авиалиний" уже лежал в кукурузном поле в километре от аэропорта вылета. И экипаж невозмутимо, словно на перроне аэропорта, руководил выходом пассажиров с поля на ближайшую автотрассу.

Поверить в кадры с места ЧП, тотчас заполонившие Интернет, было невозможно. Никакой паники, никаких признаков возгорания. Самолет не развалился на части. Ну, приземлился и все!

А дальше последовали подробности из разряда "чудеса бывают", о которых уже рассказывало "Уралинформбюро". 226 пассажиров и 7 членов экипажа, тонны топлива и багажа. Отказ двух двигателей лайнера после столкновения с чайками на взлете. Грамотное приземление на поле в ручном исполнении командира Дамира Юсупова.

Дай Бог, это был самый короткий полет в жизни пилотов Юсупова и Андрея Мурзина, а также кабинного экипажа – пятерых бортпроводников. Всего несколько минут, которые грозили стать страшной катастрофой накануне Дня авиации России 18 августа. Пусть все остальные их рейсы будут строго по расписанию, а количество взлетов, как и в этот день, совпадет с количеством посадок.


Дамир Юсупов. Фото: Instagram Евгения Куйвашева

Действия командира воздушного судна "Уральских авиалиний", разумеется, войдут в авиационные пособия для пилотов во всем мире. Как отмечают эксперты, Юсупов действовал вопреки инструкции Airbus, предписывающей садиться на грунт с выпущенными шасси. Наверное, российский летчик своим примером заставит ее переписать. Потому что садиться на поле – будь то вспаханное, будь засеянное – на шасси равносильно самоубийству. Своей головой Дамир додумал планировать и приземляться в кукурузу на фюзеляж.

И эти действия – главный результат его работы в "Уральских авиалиниях". Думать головой и принимать собственное решение по обстоятельствам. Философию екатеринбургской авиакомпании более четверти века определяет основатель и генеральный директор Сергей Николаевич Скуратов. За 26 лет полетов УАЛ не допустил ни одного смертельного случая пассажиров и экипажа! Ни одного!


Сергей Скуратов – в центре

Кто-то из столичных небожителей удивляется в СМИ - надо же где-то не в Москве и Питере есть летчики экстра-класса! Видимо в "белокаменной" об остальной России и не ведают. А "Уральские авиалинии" - это более четырех десятков самолетов Airbus, которые в 2018 году перевезли по России и миру свыше 9 миллионов пассажиров. Это - собственный авиационный технический центр, способный полностью обслуживать парк в 80 самолетов. И, что немаловажно в данном случае, собственный тренажерный центр с полнопилотажным летным тренажером Airbus A320. Наверное, любой командир воздушного судна УАЛ поступил так же, как Юсупов - они обучены одинаково.

Это – результат школы командира воздушного судна (бывшими они не бывают, как и разведчики) Скуратова. Только опытный пилот, покоритель неба может научить грамотно летать своих подчиненных, потому что сам знает, где на высоте 30 тысяч футов "пол и потолок".


Евгений Куйвашев и Сергей Скуратов у трапа нового A320

К сожалению, авиационные власти не всегда прислушиваются к мнению таких лидеров отрасли – и, как результат, тяжелые аварии с человеческими жертвами. Все правила в авиации написаны кровью. А героизм – следствие чьего-то разгильдяйства.

По "горячим следам" подчиненные генпрокурора Чайки помчались по соседним с Жуковским свалкам разыскивать чаек – виновников происшествия. При этом некоторые чиновники успели заявить, что никаких свалок там в природе нет. Но ведь свалка на озере Глушица в 100 тысяч "квадратов" находится в километре от взлетно-посадочной полосы! Это известно в том числе надзорным органам с 2017 года.

И таких свалок в окрестностях российских аэропортов не счесть. Даже неподалеку от весьма безопасного, благодаря профессиональной орнитологической службе, аэропорта Кольцово. Запрет на использование нелегальной свалки рядом с поселком Исеть есть, а зачистить ее никто за два года с момента судебного вердикта не удосужился. Нужен особый указ президента или Росгвардия с лопатами?

Летчики и бортпроводники без сомнения будут удостоены государственных наград. За то, как надо профессионально выполнять свои служебные в чрезвычайной ситуации. Как утверждает Дамир Юсупов, он не герой, а просто делал свою работу, как того требуют служебные инструкции "Уральских авиалиний".

Ну, тогда Герой – Сергей Скуратов, своим многолетним трудом добившийся оценки европейских экспертов, что УАЛ – самая безопасная авиакомпания России. И он наравне со скромными подчиненными заслуживает ордена из рук Владимира Путина.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Посадка А321 на кукурузном поле

Актуальное