Газ запущен

В июне этого года на заседании Госсовета президент Владимир Путин сообщил, что ОАО "Газпром" направит минимум 1 миллиард долларов на дополнительную газификацию российских регионов. Источник указан: "Концерн получит более 7 миллиардов долларов за продажу 10,74% своих акций государству". Сам Газпром пока не определился, как потратит эти средства. Уральскому региону они бы не помешали. Челябинская область газифицирована на 74,4%, что выше среднего показателя по России (73%), в текущем году топливо придет в последний негазифицированный район - Октябрьский. На север и северо-восток Свердловской области необходимо протянуть до 4 тысяч километров сетей низкого давления. Существенно отстают от других субъектов Федерации Курганская область и Ямал. В Зауралье газифицировано менее 10% населенных пунктов. В Салехард, столицу Ямало-Ненецкого АО, газ провели лишь два с половиной года назад, хотя именно в этом округе добывается 90% этого вида топлива. Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной думы РФ, президент Российского газового общества (РГО) Валерий Язев считает, что главная проблема - отсутствие в России единой государственной программы газификации регионов. Мало того, закон "О магистральном трубопроводном транспорте", которого с нетерпением ждут и Газпром, и независимые производители газа, до сих пор в доработке, хотя его принятие ожидалось еще в весеннюю сессию Госдумы. Разговоры на третью "больную" тему - о либерализации рынка и введении двухсекторной модели регулируемых и нерегулируемых цен на газ - и вовсе затихли. - Валерий Афонасьевич, актуальна ли проблема нехватки газораспределительных сетей для Уральского региона? И могут ли наши территории рассчитывать на то, что часть средств Газпрома пойдет на их газификацию? В.Язев: Хочу отметить, что 1 миллиард долларов, который Газпром пообещал главе государства, - не такие большие деньги. Газификация - мероприятие дорогостоящее. Есть несколько источников его финансирования помимо собственно Газпрома: в рамках региональных программ газификации средства вкладывают бюджеты как субъектов, так и федеральный. Газовый концерн ежегодно осваивает по этим программам не менее 8 - 10 миллиардов рублей. Так что 1 миллиард долларов такими темпами - это на два-три года. Но заявление Владимира Путина - серьезный знак всем: необходимо заниматься газификацией российских регионов, а не только гнать газ на экспорт. Думаю, некоторые территории Уральского региона, в первую очередь Курганская и Челябинская области, могут рассчитывать на то, что Газпром выделит средства на газификацию. Северные нефтегазовые регионы - Ямал и Югра стоят особняком: у них подписаны прямые соглашения с Газпромом, согласно которым там проводится газификация. Свердловская область деньги вряд ли получит: монополист сюда газ не поставляет, и распределительные организации принадлежат не ему. Средний Урал снабжает газом независимый производитель - компания ИТЕРА. Возможно, скоро в регион придет ТНК-ВР. За газификацию области должны отвечать поставщики, и я знаю, что ИТЕРА этим занимается. - Насколько остра сегодня проблема бесхозных газовых сетей? В.Язев: В нашей стране 520 тысяч километров сетей, из них бесхозных - 40 тысяч. Плюс более 220 газопроводов-отводов среднего давления. Так получилось, что в годы перестройки сети тянули те, у кого были деньги, а теперь у этого хозяйства нет балансодержателя. Кроме того, значительная часть объектов газоснабжения, построенных за счет бюджетов различных уровней, до сих пор находится на балансе муниципалитетов. А местные власти не могут должным образом обеспечивать их содержание: на это зачастую просто нет денег, не говоря уже об инженерно-технических возможностях. Конечно, бесхозные объекты - это повышенная опасность. На огромных магистральных газопроводах, которые строго контролируются Газпромом, и то случаются аварии. А, не дай Бог, прорыв или возгорание случится на "низких" сетях, проходящих по территории поселков и густонаселенных районов... Еще одна проблема в том, что не ясна структура собственности газораспределительных организаций, происходит дробление газовых хозяйств. Они живут на бюджетах текущего обслуживания, без вложений в модернизацию и поддержание сетей. Возьмем любую область: в ней работает десяток таких организаций, причем в населенных пунктах на расстоянии 6 - 10 километров действуют разные тарифы. Это неправильно. Необходимо консолидировать газораспределительные сети на территории субъекта Федерации, тогда тарифы выровняются. - Как решать проблемы имущественных прав на сети и их содержания? В.Язев: 1 июля в Калуге Российское газовое общество провело семинар, на котором обсуждались вопросы лизинга сетей, схем и источников финансирования содержания газового хозяйства. Есть методики, а главное - понимание того, что муниципалитеты должны передать сети в финансовую аренду газоэксплуатирующим организациям. Предполагается, что на первом этапе они сделают это безвозмездно. Я не ожидал, что тема лизинга вызовет столь большой интерес, причем со стороны не только специализированных организаций, но и представителей властей субъектов федерации и муниципалитетов. Но это так. - Вы сказали, что муниципалитеты могли бы безвозмездно отдать газовые сети. Они пойдут на это? В.Язев: А почему нет? Обсуждается следующая схема. Сегодня в тарифы распределительных организаций (а это 7 - 11% от цены газа у конечного потребителя) включены такие составляющие, как сбытовая и распределительная надбавки. Необходимо ввести в тариф инвестиционную составляющую, с помощью которой газоэксплуатирующие предприятия смогут возместить муниципальным властям средства, которые те вложили в строительство сетей. Мы посчитали: введение инвестиционной надбавки приведет к увеличению цены у конечного потребителя не более чем на 1%. При этом в регионе со средним потреблением газа (3 миллиарда кубометров в год) возмещаемые по лизингу средства составят 20 - 30 миллионов рублей в год. Эта мера позволит наконец навести порядок в газораспределительных сетях низкого давления, которые отвечают за самый ответственный участок - надежное снабжение конечных потребителей. Муниципалитеты не могут обеспечить содержание газовых сетей. Они должны передать их в лизинг газоэксплуатирующим организациям. - Эти схемы можно реализовать в рамках действующего законодательства или необходимо внесение изменений? В.Язев: Никаких дополнительных поправок не нужно. Практика использования схемы лизинга в России уже есть. Введение инвестиционной составляющей в тариф также возможно в поле действующих законов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) ежегодно утверждает новые тарифы на газ, и у нее есть полномочия установить эту надбавку, если компании предоставят обоснования. Сейчас РГО проводит анализ законодательства и, возможно, разработает рекомендации для придания процессу большей динамики. При обществе создана организация "Газконсалт", которая занимается сопровождением таких проектов, оказывает методологическую помощь в оформлении лизинга и муниципалитетам, и специализированным организациям. - Газпром как-то участвует в этих процессах? В.Язев: У Газпрома есть свои дочерние подразделения Межрегионгаз и Газпромрегионгаз, которые контролируют 180 газораспределительных организаций России и активно занимаются консолидацией сетей. - Не менее важный вопрос - отсутствие федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте". В какой стадии работа над законопроектом? В.Язев: На наш взгляд, законопроект, разработанный в Комитете по энергетике, транспорту и связи, готов ко второму чтению в Государственной думе. 20 июня мы разослали документ в компании и ведомства, заинтересованные в его принятии: Газпром, Транснефть, Транснефтепродукт, Федеральную службу по тарифам, Федеральную антимонопольную службу, Минпромэнерго. Некоторые из адресатов уже прислали ответы, к рассмотрению которых мы приступили. Могу отметить, что в поступивших документах (например, от Роснефти, Транснефтепродукта) каких-то концептуальных замечаний нет. Я рассчитываю, что законопроект будет вынесен на второе чтение в Госдуму ориентировочно к октябрю. - Как в окончательном варианте будет решен вопрос привлечения частных инвестиций для строительства новых трубопроводов и поддержания старых? В.Язев: В законопроекте предусмотрено участие частного капитала в строительстве трубопроводных систем и разработан порядок привлечения негосударственных инвестиций, но при подавляющем влиянии государства в управлении трубопроводами. Если говорить проще, то контрольный пакет (50% плюс 1 акция) в новых транспортных проектах будет у государства. - Инвесторам будут интересны такие условия? В.Язев: Думаю, да. - Проблема доступа независимых производителей газа к газопроводам в законопроекте решается? В.Язев: Там прописана следующая схема: первоочередное право на транспортировку газа имеет собственник трубопроводной системы - Газпром, он должен выполнять свои обязательства по прокачке газа, поставляемого по ценам ФСТ. Затем будет определяться объем свободной мощности системы: сегодня она способна прокачать 600 миллиардов кубов газа, из них 530 миллиардов - Газпрома. На оставшиеся 70 миллиардов кубометров все добывающие компании имеют равные права. Их газ будет транспортироваться в порядке подачи заявок при наличии свободных мощностей. ИТЕРА имеет свое видение того, как должен осуществляться преимущественный доступ к газопроводам: замечания мы от нее уже получили. Так, в компании считают, что приоритеты должны определяться в зависимости от целей, на которые предприятие планирует поставлять газ: в первую очередь - для населения, жилищно-коммунального хозяйства, энергетиков, а затем для промышленности. Будем рассматривать это предложение. - Валерий Афонасьевич, весной бурно обсуждалось предложение Газпрома перевести промышленные предприятия на свободные цены на газ. Сейчас дискуссия затихла. Тема потеряла актуальность? В.Язев: В экспертном сообществе - в правительстве, Газпроме, РГО, на газовой бирже (Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса. - Ред.) - рассмотрение этого вопроса не прекращалось. Как любая новость, инициатива Газпрома обсуждалась сначала активно, а затем ушла с телеэкранов и страниц газет, но работа по этому вопросу продолжается вполне конструктивно. Так, мы провели инвентаризацию действующего законодательства и выяснили: чтобы перейти на свободные цены на газ, нужны достаточно масштабные изменения. - Какие? В.Язев: В первую очередь это касается законов о газоснабжении и электроэнергетике, антимонопольного законодательства. Приведу пример: тарифы на электроэнергию регулируются государством, а как они будут устанавливаться, если цены на газ станут свободными? Далее - вопрос формирования цены. Газпром сегодня доминирует в транспортировке, это естественная монополия, и тарифы на прокачку газа для него в отличие от независимых производителей не регулируются. Видимо, нужно переходить к тому, что государство станет регулировать тарифы и для Газпрома. Моментов, которые необходимо согласовывать, дорабатывать, искать по ним компромиссы, много: если меняется одна позиция какого-либо закона, это может повлечь за собой корректировки в смежном законодательстве. - На балансе промышленных предприятий находятся социальные объекты. Как, на Ваш взгляд, необходимо решать эту проблему? В.Язев: Большинство предприятий передают или уже передали социальную сферу на баланс муниципальных образований. Другое дело, когда на балансе предприятий есть ТЭЦ. Как, например, на Уралвагонзаводе: его ТЭЦ отапливает Дзержинский район Нижнего Тагила, а это 140 тысяч жителей. В данном случае газ для выработки тепла должен будет отпускаться по фиксированным ценам, заложенным для населения. - Но это же колоссальная работа: просчитать по всем предприятиям, сколько газа они берут на промышленные нужды, а сколько на социальные... В.Язев: Не так она и велика. Это уже сейчас учитывается в тарифах на газ. Проблема в другом - предприятия могут использовать "серые" схемы: получая газ по регулируемым низким ценам, направлять его, к примеру, на выплавку металла. Возможность такого перетока - главная опасность модели двухсекторного рынка газа. - Это решаемые проблемы? В.Язев: Не очень легко, но решаемые. Экспертное сообщество уже приступило к разработке соответствующих механизмов. - Можно ли обозначить примерные сроки перехода на свободные цены на газ? В.Язев: Однозначно, это не 1 января 2006 года. Может, на год позже. Хотя строить такие прогнозы - дело пустое. Куда важнее активно вести всю необходимую подготовительную работу, а она требуется, и немалая. Должны также произойти серьезные изменения в общественном сознании: повышение цен неизбежно, поэтому газ необходимо использовать эффективно. Ирина Крючкова ("Эксперт-Урал", перепечатка по разрешению редакции)

Актуальное