Музейное горе

Прожектный сказ.

Дважды два для надзирателя за приходскими школами Симбирцевой все одно выходило в пять. Раз, наверное, в десятый она складывала списки будущих учеников - и на счетах, и столбиком, и в бабьем уме - мест в классах на всех не хватало. "Что ж за горе! Вот ведь нарожали на мою голову", - хотела взвыть она, но вовремя опомнилась.

Бургомистр буравил ее ясным взором и ждал ответ.

- Ну, как у вас с арифметикой?

- Сдаюсь, давайте лучше я русским языком увольнительную изложу.

- Ага, а я без вас эту школярскую кашу расхлебывать буду, - съязвил бургомистр.

- Да, с кашей у нас полная размазня, - потупила голову Симбирцева. - Мы уж в нее даже масло положили, а все равно есть тошно.

Бургомистр намедни пробовал это поварское недоразумение в гимназии рядом с ратушей, и чуть было не схватил завороток кишок.

Ему рассказывали, что арестантов в тюрьме иной день кормили на порядок лучше.

- Мы уже запросили ассистенцию у братьев Жихаревых. Дорого, конечно, обойдется, но деньги-то казенные, - попыталась сманеврировать надзирательница.

- Ах, я и забыл, что он с нотацией по вашу душу явиться должен к полудню, - в этот момент просторный кабинет бургомистра наполнился перезвоном "Боже, царя храни" часов на ратуше.

А в кабинет, словно пританцовывая, проскользнул городской заседатель Жихарев-старший.

- Со Сретеньем, ваша светлость! День-то какой чудный! Я вот только что шведской ходьбой пять километров отмахал по уличным сугробам. И усталости даже не чувствую. А секрет знаете в чем? У нас в северном околотке всем кашам каша. И вам наварим - не успеете расхлебать.

Бургомистра на этой браваде прошиб пот, но он в политесе лишь натужно улыбнулся.

- Мы вам очень благодарны за братскую помощь в столь щекотливый момент. Но только нам теперь школяров не то что кормить, учить негде. Уж не знаю, как их по головам считали, но полторы тыщи сверх меры. Конфуз, позору не оберешься.

- Ой, да что вы - у нас вот у отца как-то был случай, рассказывал нам с братом. Он когда пошел на пристойную должность, так у него выборщиками для цыфири были мертвые души. И ведь не заметили сперва даже. А с живыми-то ребятишками придумаем как быть!

Можно для начала земскую думу из здания отселить - толку, что они там штаны просиживают.

- И сколько за раз классов вместо кабинетов. Доставлять туда школяров предстоит, конешно, но вы же по транспортным повозкам знатный специалист.

Бургомистр, слывший коллекционером самоходных раритетов, не понял, то ли это была шпилька, то ли грубая лесть. Но идея его захватила. Того гляди вызовут на ковер к самому Наместнику, коли скандал достигнет столицы. И вот есть что доложить.

- Нам же тут горе на ум пришло, - вдруг ошарашил бургомистра гость. - Горя ведь бояться, так и счастья не видать. Надобно нам для славы Бажовии музей горя открыть. Место у нас подходящее: горя - мама не горюй! Просто готовая экспозиция, модным языком говоря.

Бургомистр почувствовал, как земля уходит из-под ног, и обмяк в кресло.

Симбирцева бросилась за стаканом воды. Но тут к месту был бы стакан горькой, без закуси.

- Ну, да, с музеем водки мы опоздали, и с музеем балалайки нас обогнали, а вот до горя никто не додумался, - молвил хозяин кабинета, промочив горло.

- И ведь как можно новацию продвинуть! Мы с госпожой Потрошевской, сами знаете - дамой культурной во всех отношениях - обмозговали тайком, - Жихарев вытащил из кармана листок с записями.

Вот, к примеру, горе от ума. Это же сумасшествие чиновника!

- Много думал - так вот поучительная мораль. Или другое - горе молчать не будет. В самую точку про наших газетных писак-бестолочей. Полное горе с ними. А вот мне еще шибко нравится: всякое горе со временем забывается. Про реформы-то нынешние лучше и не сказать! Потерпеть народу надо годик-другой, а там они, в сравненьях с новыми, леденцом на палочке покажутся.

Бургомистр понял, что ему не миновать горя со своим сознанием, если он тотчас не согласится.

- А Потрошевскую мне с горя не уволить? - лишь поинтересовался он.

- Так что же за размах у горя без нее будет? - вспыхнул Жихарев. - Я бы даже не просто музей, а целый парк под экспозицию отдал! У нас и горе-генерал для этого имеется. Приедут гости отовсюду, подивятся, и с мыслию, что нам такого горя не надо, Бажовию по гроб жизни не забудут.

- Ладно, чай, на горе заработаем, - выпроводил гостей бургомистр.

Его внимание привлек шум с улицы. Он подошел к большому окну. Площадь перед ратушей была заполнена извозчиками, недовольными новым транспортным уложением. Горе не ищут - оно само приходит. Все же водка порой - лучшая микстура.

Иван БЕЛКИН, специально для "Уралинформбюро"

Еще в сюжете: Сказки Белкина