"Фармация" мечты Олега Чемезова

В Свердловской области.

Я знаю, где надо искать пресловутую "таблетку жадности" – в стенах свердловской "Фармации". Ей придумали третью за четыре года переделку, и все от жадности.

В отсутствие губернатора Куйвашева 29 февраля правительство Свердловской области приняло решение создать акционерное общество "Фармация", 100% акций которого будут принадлежать региону. Источники указывают, что лоббистом этого проекта является вице-губернатор Олег Чемезов, чей протеже Андрей Герстнер сейчас возглавляет ГАУ СО "Фармация".

Казалось бы – рутина, чиновничья возня. Между тем группа лиц "по предварительному сговору" пытается манипулировать закупками лекарств на десятки миллиардов рублей. В результате Свердловская область может остаться без наркотических препаратов, расходы бюджета вырастут, а объем лекарственного обеспечения упадет.

Вспомнить всё

Цифровизация в России имеет один несомненный плюс – уровень контроля за фармацевтическим рынком прыгнул буквально до небес. С помощью программы в телефоне вы можете через QR-код проверить купленное в аптеке лекарство на оригинальность. А правительство России через "цифру" контролирует наличие лекарств для льготников в регионах. Там постоянно должны быть остатки, которые обеспечивают потребности больных, которым государство помогает за счет федерального и регионального бюджетов.

Отдельный, очень жесткий, спрос с глав регионов за оборот наркотических и психотропных средств. И задача не столько в том, чтобы они не уходили "на сторону", а в том, чтобы они в достатке были у анестезиологов в больницах. Куйвашеву несколько лет назад сильно влетело от вице-премьера Голиковой, когда свердловская "Фармация" перестала за них расплачиваться с единственным производителем.


Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Начали разбираться и выяснилось, что выполнение задачи "Фармации" по закупке, хранению, доставке наркотиков в больницы под охраной обходится слишком дорого, требуется, чтобы предприятие было "на полном государственном обеспечении". Поэтому в 2020 году было решено, что "Фармация" станет ГАУ – государственным автономным учреждением, которому Минздрав выдаст госзадание по хранению, доставке и отпуску льготных лекарственных препаратов и наркотических средств. Директором стал тюменец Герстнер, под руководством которого затем начался поиск модели заработка на таблетках.


Андрей Герстнер. Фото: farmacia.ru

"Уралинформбюро" подробно рассказывало, как с согласия министра Андрея Карлова они пытались вынудить сети коммерческих аптек обслуживать льготные рецепты "за спасибо". И как "Фармация" занялась организацией совместных закупок для больниц, когда денег не жалели. Как мне объяснял заместитель министра, вообще нет задачи экономить бюджетные средства! При этом они были и остаются лакомым кусочком для чиновников.

На фармрынке России давно ходят разговоры о том, что в Свердловской области конструируют схему, по которой вход на рынок госзакупок будет по "членским билетам". На смену конкурентным процедурам придут переговоры с одним уполномоченным закупщиком, благосклонность которого будет зависеть от взносов в некий "благотворительный фонд". А тем временем Олег Чемезов, в чьем ведении не находится Минздрав, возглавил Территориальный фонд ОМС, через который идет оплата работы больниц.

Область без наркотиков

С советских времен ГАУ СО "Фармации" достался административно-складской комплекс на 20 тысяч "квадратов" на Сибирском тракте. Сейчас там освободили помещения на перспективу – под АО "Фармация". В окружении Чемезова считают, что "дело в шляпе", надо заниматься получением складской лицензии. На начальном этапе потребуется содержать за счет областной казны человек 50 – 10% от нынешнего коллектива ГАУ.

Источник "Уралинформбюро" утверждает, что против создания АО выступал свердловский Минфин – там до сих пор не понимают экономической целесообразности новеллы. Но как раз это министерство официально "под пятой" Чемезова, надавил.

Сейчас понятно одно – дублирующую "Фармацию" хотят наделить статусом единственного поставщика льготных лекарств для Минздрава (хотя он успешно покупает их сам напрямую). То есть АО вставляется в устоявшуюся цепочку поставок коммерческой "прокладкой", за что предстоит расплачиваться бюджету.

Как утверждает профильное министерство, это "обеспечит минимальный уровень цен… позволит сохранить государственную аптечную сеть… оперативно реагировать на возникающие ЧС за счет резерва лекарственных препаратов на аптечном складе". Мы спросили у Минздрава – а что сейчас есть какие-то проблемы?


Министр здравоохранения Свердловской области Андрей Карлов

"Запасы лекарственных препаратов для льготных категорий граждан на конец 2023 года в среднем соответствовали шестимесячной потребности… Отдельно обращаем внимание, что аптечная сеть сохранится независимо от организационно-правовой формы… в 2024-2027 годах осуществлять свою хозяйственную деятельность будет как АО "Фармация", так и ГАУ СО "Фармация" с поэтапным переходом функций и задач" – полученные ответы приводят в недоумение. Хотя бы потому, что ГАУ не сможет передать работу с наркотиками, её доверяют только госпредприятиям. А кто будет ей покрывать убытки этой деятельности?

То есть сегодня в закупке лекарственных препаратов у Свердловской области проблем нет – механизм отлажен, цены поставщиков адекватны рынку, претензий и нареканий мизер. В такой ситуации только Чемезов мог всем приказать – создавайте АО, денег не жалеть!

Пилюля с двойным шоколадом

Чиновники Минздрава кивают на Нижний Новгород – вот с кого надо брать пример. Ага, госпредприятие "Нижегородская областная фармация" в своем нынешнем статусе работает уже 20 лет, у них сеть из 250 аптек во всех (!) муниципалитетах региона, баланс 7 миллиардов рублей и выручка два года назад – 23 миллиарда!

Оборот ГАУ СО в прошлом году составил около 2 миллиардов рублей, аптечных подразделений в три раза меньше, чем у нижегородцев. Что уж тут говорить об АО "Фармация" – уставной капитал будет 100 тысяч рублей, а задачи развития предполагается возложить на плечи неназванных инвесторов. И, судя по справкам, они должны… построить "высокотехнологичный логистический центр" к 1 июля 2024 года.

Пожалуй, вот это – ключ к разгадке "фармацевтического рецепта" Чемезова и Ко. Никакой заявленной оптимизации не может быть в помине – процессы уже отлажены с федерального уровня. Есть цель монополизировать все закупки, которые сейчас осуществляют Минздрав и больницы, уведя распределение бюджетных средств в "переговорку".

Плюс к тому неплохо дать заработать "инвестору", который может оказаться структурой близкой к тому же вице-губернатору, взяв за бюджетный счет склад в аренду. Так Чемезов уже делал в Тюмени, построив ледовый комплекс. Если сейчас полугодовой запас лежит на складе ГАУ СО, то в дальнейшем он будет лежать на чужой полке – вот это доходный бизнес!


Вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов

Заместитель министра Карлова договорился до того, что АО "Фармация" будет использовать механизм концессионного соглашения. По общепринятому правилу концессионеру региональный орган власти передает в пользование некое имущество, но никто из осведомленных лиц, опрошенных "Уралинформбюро", не смог даже предположить, о чем идет речь – мифология какая-то!

"Оптимизация" первичного звена системы здравоохранения уже аукнулась в Свердловской области. Состояние больниц, скажем, в Бисерти, Верхней Салде, Асбесте близко к коматозному. Вот где нужна неиссякаемая энергия Минздрава и их союзника бывшего психиатра Чемезова. Но "таблетка жадности" отвлекает их на другое.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: "Золотая пилюля" Андрея Герстнера

Актуальное