Спасут ли Екатеринбург 100 новых автобусов?

Нет – уверены перевозчики.

В Екатеринбурге последние две недели не утихают страсти по 024-му автобусному маршруту, отмененному мэрией с 1 января 2019 года. На этом фоне, как гром среди ясного неба, грянула новость о том, что мэрия Екатеринбурга намерена купить этим летом 100 новых автобусов. До этого власти упоминали лишь о приобретении 50-60 новых трамвайных вагонов.

"Рассекретил" информацию главный федеральный инспектор по Свердловской области Михаил Каган. В пресс-службе городской администрации "Уралинформбюро" дали понять, что говорить о сроках и объемах закупки пока рано, так как "вопрос находится еще в стадии проработки".

Уйдут ли частники?

Коммерческие перевозчики уверены, что покупка сотни автобусов вряд ли позволит мэрии, давно вынашивающей планы о монополии муниципального транспорта, "избавиться" от частников.

"При существующей схеме сотней автобусов они смогут только "усилить" маршруты муниципального предприятия. Это, безусловно, окажет влияние на конкуренцию на рынке, но не думаю, что существенно, так как около 50% нынешнего парка "Гортранса" стоит в гараже", - поделился мнением руководитель транспортной компании "Декар" Сергей Ельцов.

Сейчас в Екатеринбурге работает около 1 000 коммерческих автобусов. Чтобы убрать их с маршрутов, мэрии необходимо купить не 100, а как минимум 600 новых единиц. "Убрать частных перевозчиков можно хоть сейчас, включив административный ресурс. Но мэрия должна в таком случае быть готова, что будет, как в советские времена – люди будут штурмовать автобусы", - прогнозирует собеседник агентства.

Куда приедем?

Частники предполагают, что, скорее всего, 100 новых автобусов придут на замену отработавшим свой век неэкономичным "Икарусам". Покупать, по мнению представителя ТК "Параллель" Степана Николина, будут большие модели, так как имеющаяся у "Гортранса" инфраструктура "заточена" под них.

Но в Екатеринбурге не так много маршрутов, которые позволят "вывести" большие автобусы в плюс. Именно поэтому муниципальное предприятие и терпит убытки, которые приходится покрывать дотациями из казны.

"Сегодня мы миллиард с лишним вкладываем в дотации. На эти деньги можно построить 4 детских сада или одну школу, рассчитанную на 1 тысячу учеников. Если оставим все, как есть, завтра это будет стоить уже полтора, потом 2 миллиарда рублей...", - не так давно заявил Александр Высокинский.

Частники, которые привыкли считать каждую копейку, это поняли давно, поэтому сделали ставку на автобусы средней вместимости, которые к тому же стоят в два, а то и в три раза дешевле больших.

"Возьмем, к примеру, новый микрорайон Солнечный. Люди покупают квартиры, а транспорта там не хватает. Транспортники почему туда не заезжают? Мал пассажиропоток. Работа будет в минус. Поэтому надо все считать, собирать данные. А голословно так говорить, что давайте сядем на один автобус, потом на другой, сделаем пересадочные тарифы... Как это все можно сделать в городе? Автобус - это же не электричка, для которой все дороги всегда свободны и она по расписанию придет. Дождь прошел – все утонуло, снег выпал – все стоит, ДТП – опять пробка. Это все жизнь. От этого никуда не уйти. "Выделенки" сделать везде невозможно", - отмечает владелец двух транспортных компаний Юрий Минин.

Откуда деньги?

Покупка новых автобусов - удовольствие не из дешевых. Если мэрия сделает ставку на большие автобусы, то для приобретения такой сотни потребуется не менее 1 миллиарда рублей. Стоимость автобуса на рынке, по данным экспертов, начинается от 8-9 миллионов рублей (ценник варьируется в зависимости от комплектации).

К чемпионату мира 2018 власти Екатеринбурга закупали как раз большие "газовые" автобусы из расчета 12-14 миллионов рублей штука. Выбор формата оправдывали необходимостью встречать толпы футбольных фанатов со всего мира.

Где сейчас мэрия возьмет деньги, неизвестно. Не исключено, что будет, как с метро – возьмут кредит и поднимут тариф на перевозки. Но отобьют ли инвестиции зеленые "крокодилы на колесах"?

Ольга КАРПОВА

Еще в сюжете: Поворот не туда