Свердловской онкологии нужна первая помощь

И другой министр.

На минувшей неделе Онкологическая служба Свердловской области отметила свое 90-летие. В "Синара центр" прошли научная конференция и юбилейные торжества, но радоваться нечему. Одно из важнейших направлений медицины на Среднем Урале терпит катастрофу.

А кадры кто?

Главное звено в борьбе с онкологией – Свердловский областной онкологический диспансер (СООД). "Я бы охарактеризовал работу диспансера как нестабильную. На мой взгляд, она не отвечает текущим потребностям населения и уровню вложений", – заявил "Уралинформбюро" депутат ЗакСобрания Михаил Голованов.

Взглянем в статистику. Заболеваемость злокачественными новообразованиями (ЗНО) на Среднем Урале в 2018 году составила 416,4 на 100 тысяч человек, а годом ранее была 426,5. Смертность снизилась с 223,5 до 222,6.

Президент России подчеркивает, что борьба с онкологическими заболеваниями является ключевым направлением в развитии здравоохранения, приоритетом государственной политики. Слова Путина подкрепляются возросшими бюджетными тратами на работу онкологов.

По данным территориального фонда обязательного медицинского страхования, в 2019 году объем финансирования онкопомощи свердловчанам должен был составить 5,64 миллиарда рублей. А реальные затраты – 4,67 миллиарда рублей (83% от плана). При нормативе затрат на химиотерапию в 75% оплата составила лишь 61% (2,8 миллиарда рублей).

Иными словами – медики потратили не все выделенные государством средства, в том числе на химиотерапию.

В апреле 2018 года Свердловский онкоцентр возглавил Владимир Елишев. Кандидат медицинских наук до этого был главным онкологом Тюменской области. Спустя два года можно и нужно говорить, что это был не лучший кадровый выбор.


Руководитель онкодиспансера Владимир Елишев. Фото: сайт СООД

В марте 2019 года в СМИ попало обращение врачей онкоцентра Владимиру Путину, в котором они сообщили, что больные остались без необходимых лекарств. "Уралинформбюро" подробно исследовало эту проблему – она имеет федеральную "прописку". Система закупки жизненно важных препаратов – кормушка на миллиарды рублей.

Но вслед за медикаментами из онкоцентра стали пропадать высококвалифицированные кадры. В 2019 году в том числе уволились заведующий центром амбулаторной химиотерапии Владислав Петкау, руководитель химиотерапевтической службы Наталья Страхова, заведующая отделением противоопухолевой лекарственной терапии Ирина Булавина.

"Из онкодиспансера ушли по-настоящему опытные кадры, которые фактически долгие годы создавали это учреждение. Ушли по "собственному желанию". Когда три ведущих специалиста одномоментно кладут заявления на стол главврача – это о чем-то говорит?" – отмечает источник "Уралинформбюро".

Это – профессионалы высокой пробы, но очень "узкие специалисты". Им практически некуда идти: либо находить место в частной клинике, либо уезжать в другой регион. Потому что своими заявлениями они не просто уволились, они бросили вызов руководству диспансера и министерства здравоохранения Свердловской области. Такого не прощают!

Когда ведущие химиотерапевты одновременно уходят из онкослужбы, наверное, не все там в порядке. Кадровый провал налицо, ведется неадекватная кадровая политика. Нельзя разбрасываться самыми опытными и знающими", – считает Михаил Голованов.

Региональный минздрав тогда поспешил отчитаться – с кадрами все хорошо. За 10 месяцев 2019 года было дополнительно принято на работу 24 врача и 22 специалиста среднего медицинского звена. В штате 291 врач, штат полностью укомплектован.

Диспансер по сей день активно ищет персонал. Например, нужен врач-эндоскопист (можно без опыта работы!) на зарплату от 50 тысяч рублей.

В интервью порталу Е1 уволившийся в 2019 году заведующий эндоскопическим отделением Андрей Швыдкий рассказал: "Новое руководство было увлечено хозяйственной частью. Дело, в общем-то, тоже благое. Делали ремонт, закупали новое оборудование, но ситуация при этом не улучшалась".

В его словах кроется важный элемент для понимания ситуации в онкодиспансере. Елишев скорее менеджер с соответствующим вторым дипломом, чем врач по первому высшему. А менеджмент – это не медицина, это – деньги.

Б становится А

Летом 2019 года онкодиспансер сменил статус государственного бюджетного учреждения здравоохранения (ГБУЗ) на автономное (ГАУЗ). От смены одной буквы изменилось многое. Ранее закупки проводились по ФЗ-44, а теперь по ФЗ-223.

"Неважно, по какому ФЗ осуществляются закупки, главное, чтобы все было в достаточном количестве и своевременно. Это ведь не только лекарства, но и оборудование, технологии. [...] Еще хотелось бы, чтобы закупалось не только крупное и тяжелое оборудование, но и множество мелкого. Очень просто потратить много денег и поставить новый томограф взамен старого, сказав: "Вот какие мы молодцы, освоили 50 или 100 миллионов рублей". И при этом испытывать дефицит в том оборудовании, которое постоянно используется в работе", – считает Михаил Голованов.

Позволим себе не согласиться с депутатом. Как известно "Уралинформбюро" из собственных источников, Департамент госзакупок Свердловской области в прошлом году не согласовал онкодиспансеру крупную закупку оборудования.

ГАУЗ теперь ведет закупку аппаратов брахитерапии (145 миллионов рублей), маммографа (31 миллион рублей), специализированного мультиспирального компьютерного томографа (56 миллионов рублей), магнитно-резонансного томографа (180 миллионов рублей), ускорительного комплекса (193 миллиона рублей), согласовав ее только с министром Андреем Цветковым. Как говорят, он любит лично заниматься в Москве решением вопросов приобретения дорогостоящего оборудования.


Глава минздрава региона Андрей Цветков

Выскажем гипотезу, что квалифицированные кадры покинули онкодиспансер на фоне зарплатного скандала. В прошлом году в сеть попали фотографии "расчеток" руководящего состава.

В онкологии всегда были хорошие зарплаты. Но до смены руководства таких разрывов никогда не было. Это было шоком", – отмечает собеседник "Уралинформбюро".

В уже упомянутом обращении президенту фигурировали ежемесячные зарплаты за 2018 год в сотни тысяч рублей главного бухгалтера, заместителей главврача, начальника АХЧ. В частности, была щедро одарена заместитель Елишева по общим вопросам Ольга Мясникова. Кроме зарплаты это еще и зарубежные командировки, обучение в Москве.

Владимир Елишев год назад заявил СМИ: "Изложенная в обращении информация является некорректной и не соответствует действительности".

Из того, что мы видели собственными глазами – годовые премии "топам" по 150-200 тысяч рублей. Рассказывают, что зарплаты поджали, но для ближнего окружения Елишева нашлись какие-то иные "барбариски".

Мы поинтересовались – кого же так высоко ценит главврач? Мясникова Ольга Владимировна не так давно работала помощником судьи Арбитражного суда Свердловской области. Человек с таким же ФИО в 2007 года закончил заочное отделение юридического института Сибирского федерального университета в Красноярске.

Есть мнение, что своим назначением на дорогостоящую должность в онкодиспансере Мясникова обязана Екатерине Есиной. Это – заместитель министра здравоохранения Свердловской области. Цветков привел ее за собой из противотуберкулезного диспансера, где она была его заместителем по правовым и кадровым вопросам.


Ольга Мясникова и Екатерина Есина. Фото: сайты СООД, минздрава региона.

Какой министр – такие и кадры. Складывается впечатление, что медициной в Свердловской области "рулят" молодые юристки. Лечить кто будет?

Андрей БЕЛЫЙ

Еще в сюжете: Боль российской медицины

Актуальное